Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (ілюстрований додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
12092
Дата випуску:
08.06.1914
Дата завантаження:
30.11.2018
Сторінок:
3
Мова видання:
російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна наукова бібліотека Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ЮЖНЫЙ КРАЙ МИГИ. Розы. Продавщица была одѣта въ синюю кофту и бѣлую юбку. Она бродила съ корзиной цвѣтовъ по piazza df spagna, то опускала цвѣты на землю и тогда отдыхала, то поднимала корзину на голову и, оперевъ руки въ бедра, весело покрикивала: — Розы, розы, розы! И хотя у нея покупали очень рѣдко, она все-таки смѣялась, смѣялась то ти­ хо, то громче, и лицо ея свѣтилось отъ веселья. Я думаю, это происходило потому, что вся площадь была залита ослѣпитель­ нымъ солнцемъ, вода фонтана зве­ нѣла и прыгала, какъ сумасшедшая, а легкія бѣлыя облачка на небѣ походили на диковинныхъ, длиннокрылыхъ птицъ. Вотъ и все событіе этого чудеснаго римскаго дня: — продавщица розъ… Ты уже скептически улыбаешься. Еще бы,— такой пустякъ, я тебя понимаю. Ты, мой милый другъ, восторгаешься Шиллеромъ и Гете; вѣдь, это перешло къ тебѣ по наслѣдству отъ дѣдушки или бабушки. Серьезная музыка, хорошо сшитый ко­ стюмъ, законченное дѣло, добрый обѣдъ, сигара и мягкій Диванъ. Въ кон­ цѣ концовъ, это тоже твои вос • торги. Мои восторги совершенно иные, но я при­ знаю твои,— не осуждайже моихъ Я купилъ розы У смѣющейся продавщицы, я любовался ими и смѣялся самъ. Вотъ и весь восторгъ этого римскаго дня: — Розы. Онѣ были осо­ бенными. Въ Смирнѣ онѣ горячи, и ихъ лепестки сжаты, словно въ лихо­ радкѣ. Въ Ниццѣ онѣ слишкомъ утон- ченны, словно на рисованы; имъ не хватаетъ про­ стоты и здоровой сочности. Ка­ призныя кокет­ ки изъ оранже­ рей. Но эти розы хохочущей про­ давщицы,— я ни­ когда еще не видѣлъ такихъ прекрасныхъ Цвѣтовъ! Извѣстная русская писательница Н. Д. Хвощинская-Заіончковская (псевдонимъ— В. Крестовскій). (Къ 25-лѣтію со дня смерти—8 іюня). Онѣ выросли, гдѣ-нибудь въ горныхъ садахъ, сочныя, румяныя, радостныя. Ихъ ароматъ пролизался, точно изъ золотыхъ и красныхъ кувшиновъ. На бархатѣ лепестковъ, какъ бисеръ, сверкала влага. Я несъ цвѣты по солнечной площади и невольно мечталъ о фантастической дѣвушкѣ, о весенней феѣ, которая была бы достойна этихъ цвѣтовъ. Своимъ ароматомъ онѣ могли бы на­ душить весь ея хрустальный домикъ; на­ конецъ, онѣ такъ разраслись, были такъ крупны, такъ пышны, что она могла бы выкупать въ ихъ лепесткахъ свои ножки. Лавки антикваровъ манили меня свои­ ми вазами, коврами, статуэтками. Столики кафе приглашали освѣжиться сициліанской кассатой. Контора Кука и сына приглашала со­ вершить какую-то сплошную круговую поѣздку съ заранѣе оплаченными гида­ ми, гостиницами, столомъ и даже си­ гарами. Но я проходилъ мимо съ моими ро­ зами. Я видѣлъ, какъ моя мечта склоняетъ къ нимъ свое голубое лицо, и смѣялся. Вотъ и вся любовь этого чудеснаго римскаго дня: — Мечта. Ренэ Вивіани. Александръ Рибо. Закатъ. Надъ озеромъ Албано всегда рѣетъ туманная тѣнь. Оно мерт­ во, жутко и хо­ лодно въ глуби­ нѣ своего древ­ няго кратера. И всегда тѣни надъ этимъ клад­ бищемъ воды. Солнца нѣтъ. Его стрѣлы ло­ маются въ при­ брежномъ лѣсу, и тамъ одиноко, какъ въ тюрьмѣ. Ни бродягъ, ни влюбленныхъ. Кто же поне­ сетъ свою любовь къ албанско- м у озеру? Труд­ но хохотать на кладбищѣ. Иногда у сама­ го берега про­ скользнетъ лод­ ка, похожая на привидѣніе, но тотчасъ скры­ вается въ зарос­ ляхъ, точно ис­ пугавшись соб­ ственной тѣни. Сказочно кру­ тые берега пус­ ты, только на од­ номъ нѣсколько домиковъ. Они озябли здѣсь Воскресенье, 8-го Іюня 1914 года, ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЬ No 12092, МИНИСТЕРСКІЙ КРИЗИСЪ ВО ФРАНЦІИ. Кризисъ возникъ изъ-за закона о 3-лѣтней военной службѣ, принятаго предыдущимъ парламентомъ, но вызвавшаго отрицательное отношеніе со стороны значительной группы членовъ новаго парламента по­ требовавшихъ пересмотра закона н возвращенія къ прежнему 2-лѣтнему сроку службы. Въ связи съ этимъ бывшему у власти кабинету Думерга пришлось уйти въ отставку. Сформированіе новаго кабинета поруче­ но было министру народнаго просвѣщенія кабинета Думерга—Ренэ Вивіани, но ему не удалось выполнить свою задачу. Послѣ Вивіани составленіе кабинета поручалось еще нѣсколькимъ кандидатамъ въ премь­ еръ-министры, но и эти попытки ни къ чему не привели. Наконецъ, премьеръ-министромъ назначенъ былъ Александръ Рибо, извѣстный государственный дѣятель, но составленный имъ кабинетъ смогъ удержаться всего 2 дня. Тогда составленіе кабинета поручено было снова Вивіани. * Сиимки О.ія „Южнаго К р а я ”. ,2 Ю Ж Н Ы И Н Р А и. Воскресенье, 8-го іюня 1911 года ЮЖНЫЙ К Р А й. 3 II оскрссеііье. 8-го іюня 1911 года. ДЪЛО ПОДПОРУ^1 МИХАЙЛОВА. ІО іюня ііъ военномъ судѣ вь ХэрьковМ ^ слушаніемъ дѣло подпоручика Ми- -айлопа, обвиняемаго вь убійствѣ ^ ны изъ корыстныхъ цѣлей. П. Г. Шелапутинъ, извѣстный всей культурной Россіи своей общественной дѣятельностью вь обла­ сти просвѣщенія. Докторъ медицины М. Б. Станишевская, единогласно изоне чиии мая приватъ-до­ центомъ Новороссійскаго университета по кмоедрѣ частной и тологіи и тприпіи. Въ І 1 |)!ісутет»;іі 1 профсоос ровъ М. Г», прочитала ПроГміуЮ 1« I ЦІЮ на Н*Му „О СШфРМеІІНЫХІ способахъ предо\р іігп-піа и .теченія бргош- ного тифа”. Осно ‘л дшпі М. Г. отъ второй лекціи, факультетъ постановилъ признать ее достойной зачисленія въ составъ приватъ- доіунтовь ушіперси тета. Теперь ігостапопло- п іі* факультета пойдетъ къ м-ру на род. просвѣщенія дли представленіи на Высочай­ шее ути р-кд’-піе. Л. Н. Михайлова, урожденная Депрерадовичъ, въ убійствѣ -о-рой обвиняется подпоруч. Михайловъ- Прибытіе въ Глазго спасенныхъ съ погибшаго у береговъ Канады паро­ хода «Императрица Ирландіи».— Раздача одежды пострадавшимъ. Пассажиръ «Императрицы Ирландіи», спасенный по­ слѣ нѣсколькихъ часовъ пребыванія въ водѣ. прижались другъ къ другу. Дымъ изъ ихъ трубъ—густой черный, да и дома черны,— занавѣшены печалью этого мертваго мѣста. И когда попадаешь сюда, безсознатель­ но начинаешь тише говорить, медленнѣй идти, и думаешь такъ, словно тзой че­ репъ покрылся сѣдыми волосами. Свою необъяснимую поэзію имѣетъ смерть, своими чарами располагаютъ за­ катъ и ночь, своя ворожащая музыка есть въ словахъ: „ничто“ и „никогда”. Это поэзія албанскаго озера. Я приходилъ сюда изъ гостиницы, закопченной и старой, приходилъ любо­ ваться закатомъ солнца. Около озера возвышается на сѣрыхъ громадахъ древней лавы, старая камен­ ная стѣна съ раскрытыми желѣзными воротами. За ними группа величавыхъ кипарисовъ. Совсѣмъ черные, молчали­ вые и неподвижные. Сѣрые обломки лавы, старая стѣна, ржавое желѣзо входа и очеркъ кипари­ совъ на тускло сиренезомъ не­ бѣ. Ни одна фантазія художни­ ка не сплеталась въ такую * * яркую форму печали, одиноче­ ства и отчаянія. Это входъ въ царство мерт­ выхъ, это обитель отрешенія, домъ проклятій и тѣней, и все это рядомъ съ траурнымъ озеромъ, въ полномъ одино­ чествѣ и молчаніи. Я садился у желѣзныхъ воротъ. Ихъ ржавчина походи­ ла на пересохшую, отвердѣв­ шую кровь. Садился й смотрѣлъ на закатъ. Здѣсь онъ настоящій, здѣсь чувствуешь похороны дня, знаешь, что въ наступающей ночи будетъ рѣять смерть, и для многихъ слово „завтра” уже уничтожено. Все затихло. Земля сжала губы. Птицы уже не поютъ. Листья на деревьяхъ пугливо вздрагиваютъ, травы поникли, словно подъ косой. Зато у края неба необычай­ ная сказка. Пинія врѣзалась въ него потемнѣвшимъ купо­ ломъ, и кажется, что прямо подъ ея балдахиномъ умираетъ солнце. ,с м В с ь. Памятникъ Виктору Гюго. Семья покойнаго писателя Виктора Гюго уже давно рѣшила перевезти прахъ своего родственника изъ Пантеона на кладбище Перъ Лашэзъ. Такова, между прочимъ, была и воля покойнаго. Еще 25 лѣтъ тому назадъ родными покойна­ го писателя былъ заказанъ знаменитому ваятелю Родэну памятникъ за 100.000 франковъ, въ видѣ задатка Родэнъ взялъ 25,000 франковъ. 15 лѣтъ тому назадъ Родэнъ приступилъ къ работѣ и затѣмъ неожиданно бросилъ работу. На вопросъ родныхъ Гюго,—когда же, наконецъ, па­ мятникъ будетъ законченъ, Родэнъ отвѣ­ тилъ: „Генія нельзя подвергать насилію, онъ долженъ ждать, пока придетъ вдох­ новеніе”. Родственникамъ надоѣло ждать вдохнозенія скульптора, и они рѣшили передать работу памятника скульптору Бартоломе, а противъ Родэна возбудить дѣло. jjj Авіаторъ Е. Р. Шлицбергь. V въ Харьковѣ рядъ полетовъ гт. «І»ш ’’МИ» Женщина въ 45 лѣтъ. г Какъ извѣстно, знаменитая красавица Лина Кавальери нѣсколько разъ разво­ дилась и вновь выходила замужъ. Под­ водя итогъ своимъ „семейнымъ” пертур­ баціямъ, Лина Кавальери пришла къ то- Ш КОЛЬНЫЯ ЛЬТНІЯ КОЛОНІИ. -’о мая состоялось освященіе собственнаго зданія школьныхъ лѣт­ нихъ колоній харьковскаю О—ва грамотности на хуторѣ Отрадномъ. Дортуаръ. Группа лицъ, присутствовавшихъ при освященіи. Зданіе школьныхъ лѣтнихъ колоній. Короткая мучительная агонія.. Раненый истекаетъ кровью. Она за­ ливаетъ бѣлое ложе, стекаетъ и капа­ етъ ярко-красными тяжелыми каплями на фіалетсвую линію горизонта. Черезъ короткое время все блѣднѣетъ и смѣняется сиреневымъ тономъ, – си­ реневый печальный садъ. Въ этомъ саду солнце, разсѣченное пополамъ,походитъ на куполъ мечети. Еще крѣпче сжимаетъ свои губы зем­ ля, еще тише. Осталась маленькая кроваво-красная точка; среди облаковъ она походитъ на рубинъ, положенный въ вату. Тѣни, тѣни, тѣни. Сирень становится тусклой, и, наконецъ, принимаетъ цвѣтъ молчаливыхъ погребальныхъ кипарисовъ. Въ одинъ изъ такихъ моментовъ я былъ почти испуганъ. Сразу, отъ озера, поднимается вѣ­ теръ, съ силой бросаетъ въ лицо пыль лавы, шумитъ между кипарисами, а же­ лѣзныя ворота за спиной вдругъ начи­ наютъ протяжно и рѣзко скрежетать, Это уже не дневное, не все то, что бы­ ло для тебя тэкимъ близкимъ, знакомымъ, роднымъ и яснымъ. Это неизвѣстные враги, темныя тѣни,синеликіе вампиры; это уже враждебная ночь, это ночное, и .тогда становится ясной тайна албанскаго озера, -этого туманнаго клад­ бища воды. На его днѣ ночь хоронитъ свои призраки. Въ часы заката они приносятся оттуда на своихъ широкихъ черныхъ крыльяхъ. Свою необъяснимую поэзію имѣетъ смерть, своими чарами располагаетъ ночь, своя ворожащая музыка таится въ словахъ „ничто” и „никогда”. И если вы хотите до боли въ вискахъ, до замиранія сердца, понять истину этихъ словъ, почувствовать холодъ пустоты, стерегущей все живое,—придите къ озеру, сядьте у ржавыхъ желѣзныхъ воротъ, подъ кипарисами и подо­ ждите часа, когда умретъ солнце. £ Ал. Станкевичъ. Cadenabbia Lago di Como. J li , , ыі-го пѣхотн. Пензенскаго полка ц Михайловъ. “0 Высочайшему повелѣнію отъ “ связи съ обвиненіемъ его въ Убійствѣ своей жены. Проф. Н „Донъ-Кихотъ рУс (Къ вынуждсЯ* должности гл а® харьк. гороД- Посмотри ц.л, ,,с въ харьковскомъ проф. Артемьевъ что муліщшіая* зийствъ есть лУч знйствъ гср£ а. ^взаціц». !ііо ;* имъ ;»чьГоіі ;*5гт; , “Чип-ь. < 1 -V J – А . М. И ва н и ц ка го . Къ гибели ,,Императрицы Ирландіи”. ‘ С н и м к и д л я „Ю ж наго П рая’ ,4 ЮЖНЫЙ НРАЙ. Воскресенье, 8-го іюня 1914 года. ПОЖАРЪ НА ЛИДІЕВСКОМЪ РУДНИКЪ. Въ 2 5 верстахъ отъ Макѣевки на Лидіев- скомъ рудникѣ произошелъ большой по­ жаръ надшахтнаго зданія шахты No 7. Пламя быстро перебросилось на деревянныя эстока­ ды, на уголь и іга лѣса, находившіеся вокругъ устанавливавшагося новаго желѣзнаго копра. Пламя было такъ сильно, что коперъ совер­ шенно деформировался; сгорѣли даже будки, находившіяся нд разстояніи десятковъ саже­ ней отъ шахтныхъ строеній. Чрезвычайно быстро все представило одинъ сплошной костеръ,и лишь съ большимъ трудомъ уда­ лось закрыть отверстіе шахты. Эта важная мѣра, преграждавшая доступъ въ шахту ядо­ витыхъ газовъ, дала возможность спасги 420 чел. рабочихъ, находившихся въ моментъ по­ жара въ шахтѣ. Снимки дня „Южнаго Края”. му заключенію, что бракъ въ юномъ возрастѣ для лицъ обоего пола безу­ словно вреденъ, ‘ такъ какъ онъ большею частью не обдуманъ и является торжествомъ не духа, а тѣла. Связать себя узами Гименея, говоритъ Л. Кавальери, слѣдуетъ между 40 и 45 годами. По ея мнѣнію, лишь въ эти годы женщина и мужчина достигаютъ жизненной зрѣлости и не портятъ взаимнаго сожи­ тельства изъ-за повсе­ дневныхъ мелкихъдрязгъ, влекущихъ за собою разладъ. Далѣе г-жа Ка­ вальери утверждаетъ,что самый лучшій возрастъ для женщины—это 45- лѣтній. Въ этотъ періодъ женщина, по ея наблю деніямъ, обладаетъ наи­ большею воспріимчиво­ стью ко всему утончен­ ному. Пожаръ Харьковскаго ремесленнаго училища 1 го іюня. Снимки для „Южнаго Кроя “ фонъ. „ И д е а л ъ ” . Видъ пожара съ крыши одного изъ самыхъ высокихъ домовъ въ Харьковѣ— Харито­ нова, Сумская, 5. Теорія Лины Кавальери, кстати сказать, основан­ ная въ защиту самой 45- лѣтней дивы, въ корнѣ подрываетъ извѣстную теорію Бальзака, катего­ рически утверждавшаго, что самый интересный для женщины возрастъ— тридцатилѣтній. Первая Аэробусъ-линія- Текущимъ лѣтомъ для удовольствія богатыхъ обывателей Чикаго откры­ вается первая аэробусъ- линія, которая, будетъ именоваться „Lake Shore Air Line“. Аэропланы бу­ дутъ совершать рейсы между Чикаго и окрестно­ стью его Lake Forest. Установлена такса за проѣздъ—50 центовъ за каждую англійскую милю. Такимъобразомъ проѣздъ изъ Чикаго въ Lake Forest обойдется въ 28 дол­ ларовъ. Главный фасадъ горящаго зданія. Карьковъ. Типографія Товарищества А. А. Іозефовича «Южный Край». Сумская,No 13. Тушеніе пожара со двора ремесленнаго училища.