Газета громадська, літературна і політична. Щоденне видання.
Газета громадська, літературна і політична. Щоденне видання.
ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 12-го Августа 1907 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 9158. Жанна д’Аркъ.— Скульптура Шапю (Chapu). ,10 южный КРАЙ Воскресенье, 12-го Августа 1907 года. Сенсаціонное преступленіе въ авто мобилѣ- Вѣна опустѣла; нестерпимая жара выгнала изъ столицы всѣхъ, кто располагаетъ хоть какой-либо возможно стью отдохнуть на лонѣ природы. И въ эти дни изнывающая отъ жары Вѣна встрепенулась, узнавъ, что среди ея стѣнъ совершено преступленіе, подобное которому еще не занесено въ лѣтописи криминалистики: попытка убить и огра бить въ автомобилѣ! Къ механику Краусу явился одинъ при лично одѣтый господинъ, выдававшій себя за директора одной провинціальной фа брики и заявившій о своемъ желаніи прі- обрѣсть у Крауса автомобиль. Чрезъ нѣсколько дней онъ явился вторично и условился съ Краусомъ испытать одинъ изъ автомобилей— посредствомъ поѣздки въ окрестностяхъ Вѣны. Поѣздка состоя лась; въ закрытомъ купе заняли мѣста Краусъ и .директоръ”, а впереди шоф- феръ Крауса и шофферъ „директора.* Ав томобиль направили въ окрестныя де ревни, и вечеромъ, когда онъ возвращал ся обратно, у опушки лѣса разыгралась драма. „Директоръ” бросился на Крауса съ молоткомъ въ рукахъ и нанесъ имъ нѣсколько ударовъ по головѣ спутника. Затѣмъ онъ выхватилъ ре вольверъ и началъ стрѣлять въ него. А автомобиль мчался. Въ это самое время „шофферъ*также началъ стрѣлять въ шоф- фера. Послѣдній успѣлъ остановить ав томобиль и соскочить съ него. Въ ок рестностяхъ раздались его крики о по мощи, и злодѣи, предвидя опасность, хо тѣли дать автомобилю движеніе. Но они не были знакомы съ его механизмомъ; автомобиль не двигался съ мѣста. Тогда преступники бросились къ ближайшему лѣсу, и подоспѣвшіе жандармы еще ви дѣли, какъ они исчезли въ гущѣ лѣса. Имѣй жандармы полицейскую собаку, и поимка преступниковъ была бы легкимъ дѣломъ. Преступники исчезли; въ обысканномъ лѣсу нашли лишь разорванные окровав ленные манжеты съ номеромъ прачешной. Это былъ единственный слѣдъ. Кромѣ того, у тяжело раненаго Крауса нашли одно письмо „директора”. Общество было возмущено этимъ дерз кимъ преступленіемъ; полиція была по ставлена на ноги, и ей оказала огромную поддержку пресса. Въ послѣднее время взглядъ кримина листовъ на слѣдствіе измѣнился: сно ве дется не тайно, а при наивозможно боль шей гласности, при содѣйствіи всего об щества. А чтобы это было возможно, прессѣ сообщаются всѣ детали слѣдствія. Такъ было и теперь. Пресса помѣстила факсимиле письма „директора*, номеръ манжетъ, и, дѣйствительно, скоро напали на слѣдъ преступленія. Скоро „директоръ* былъ арестованъ въ одномъ изъ окрест ныхъ городовъ; онъ оказался Германомъ Герцкой, окончившимъ гимназію, быв шимъ студентомъ технологическаго ин ститута. Сынъ бѣдныхъ родителей, онъ честно пробивался, пока въ послѣдніе годы не „заскучалъ*. Но иниціаторомъ этого преступленія оказался еще неро- зысканный Порошъ, электротехникъ. Это необычайно талантливая личность; онъ владѣетъ нѣсколькими языками, не ли шенъ литературныхъ и музыкальныхъ да рованій. На квартирѣ у него были най дены манускрипты стихотвореній, фило софскихъ статей, афоризмовъ, музыкаль ныхъ композицій, и каждая строчка го воритъ о его способностяхъ. Что могло побудить этихъ молодыхъ людей совершить столь тяжелое и не обычайное преступленіе?—Только отчая ніе. Вѣдь, должны же были они знать, что далеко въ автомобилѣ имъ не убѣ жать, что ихъ выдастъ номеръ автомо биля, что у нихъ не хватитъ бензина, и что, наконецъ, автомобиля нигдѣ не спрячешь. Это—люди, выбившіеся изъ ко леи, хорошо знакомые съ привлекатель ностью жизни, ея комфортомъ, ея инте реснымъ содержаніемъ, и принужденные, вслѣдствіе отсутствія средствъ, вести мо нотонную жизнь. gSf?® •’ „ Д о л ж н о ст ат ь иначе! Должна прои зойти перемѣна*, думали они, „хотя бы цѣною преступленія, цѣною свободы!*… Слѣдствіе, безъ сомнѣнія, раскроетъ много деталей этого преступленія, являю щагося во многихъ отношеніяхъ отраже ніемъ ненормальныхъ условій нашего времени, Вѣна. Н. Караваевъ. Могила Ибсена. На высотѣ 23260 футовъ. Въ „Wide World Magazine* извѣстная ту ристка мистриссъ Фанни Бюлокъ-Уорк- манъ разсказываетъ о своемъ недавнемъ восхожденіи на гору Нунъ-Кунъ, въ цѣпи Гималаевъ. Гора эта достигаетъ такой вы соты, на которую еще не ступила нога женщины: на 7530 футовъ она выше Мон блана. Тремя большими караванами въ 250 кули и 25 лошадей выступила экспе диція изъ Финагара и черезъ 12 трудныхъ дней прибыла къ подножью ледниковъ. Здѣсь большинство кули расположились лагеремъ, вверхъ же съ мистриссъ Уорк манъ отправились ея мужъ, отборные но сильщики кули и 6 итальянцевъ, которые спеціально приглашены были въ качествѣ опытныхъ горцевъ. Къ вечеру они достиг ли области вѣчнаго снѣга, а на слѣдую щій день на высотѣ 19900 футовъ вос хожденіе сдѣлалось настолько труднымъ, что продолжать его имѣли силы только супруги Уоркманъ, итальянцы-носильщи ки и три кули. На третье утро на пути стала колоссальная снѣжная стѣна съ уклономъ въ 60 градусовъ. Всѣ карабка лись, привязанные другъ къ другу. Ма лѣйшій невѣрный шагъ грозилъ гибелью; просьбы объ отдыхѣ становились все ча ще, но и отдыхать приходилось стоя. Особено грезили лавины. Съ величайшимъ напряженіемъ удалось путешественникамъ къ ночи подняться на эту снѣжную стѣ ну, послѣ чего они расположились на третью ночевку на высотѣ въ 21630 фу товъ. На слѣдующій день трудности пути достигли апогея. Днемъ термо метръ показывалъ на солнцѣ 158 гра дусовъ по Фаренгейту (56° по Ре омюру) тепла; мокрыми полотенцами обернутыми вокругъ головы, едва можно было защититься отъ этой ужасающей жары. Но какъ только зашло солнце, на ступилъ морозъ; въ 7 часовъ вечера, ко времени ночлега, термометръ уже показы валъ 22° Фаренгейта (меньше 8° Реомю ра) холода. Послѣ долгаго отдыха не устрашимые путники снова направились вверхъ, хотя, какъ разсказываетъ мис триссъ Уоркманъ, сердце у нея сжалось, когда она отдавала послѣдній приказъ подыматься. Недостатокъ кислорода, уже давно чувствительный, причинялъ все больше мученій, но все-таки у нихъ хва тило силъ подняться на вершину. „Те перь,— съ гордостью заявляетъ мистриссъ Уоркманъ,—я могу причислить себя къ небольшому кружку лицъ, побывавшихъ на высотѣ выше 23000 футовъ надъ уровнемъ моря”. Изъ театральной жизни. Извѣстный антрепренеръ К—ъ терпѣть не могъ начинающихъ авторовъ, а явля лись они къ нему во множествѣ, принося для прочтенія свои пьесы. Одинъ изъ такихъ авторовъ вручилъ К. объемистую рукопись пятиактной драмы. К. поморщился, но рукопись взялъ, прося зайти за отвѣтомъ черезъ двѣ недѣли. Въ назначенный срокъ авторъ явился. — Какъ вы нашли мою пьесу?.. Годится она къ постановкѣ или нѣть? К. замахалъ руками. — Не годится, роднуша, извините!.. Слабо написано, красавецъ мой!.. Техники мало!.. — А какъ вамъ понравился послѣдній актъ, когда мужъ рѣжетъ жену и убиваетъ тещу? Не правда ли, сильно? — Только одна эта сцена и хороша, роднуша, а остальное — слабо, по учени чески!.. — Какъ же вамъ не стыдно, милости вый государь!..— негодующе воскликнулъ авторъ,— вы даже не потрудились про честь моей пьесы!.. Никто тамъ никого не рѣжетъ и не убиваетъ… Я это выду малъ нарочно для того, чтобы васъ про вѣрить!.. Очень нехорошо съ!.. К. покраснѣлъ какъ вареный, ракъ. * * * Знаменитый басъ Васильевъ пріѣхалъ однажды въ Москву на гастроли. Пред ставители театра, явившіеся на вокзалъ для встрѣчи, не знали артиста въ лицо и потому боялись ошибки. Толпа пасса жировъ хлынула съ дебаркадера на улицу, и распознать въ ней Васильева было невозможно. — Извозчикъ!..— вдругъ крикнулъ Іго- то такимъ громоподобнымъ басомъ, что лошади шарахнулись въ сторону,—из- во-озчикъ!.. ,Воскресеніе, 12-го Августа 1907 года. ЮЖНЫЙ КРАЙ 11 Только по этому богатырскому оклику и узнали желаннаго гостя. Тогла онъ былъ торжественно посаженъ въ карету и от везенъ въ театръ. * # * Провинціальный актеръ В., извѣстный юей изобрѣтательностью по части все- ‘Зможныхъ шутокъ, суфлируя въ ари- г гократическомъ любительскомъ спектак лѣ, подержалъ наканунѣ съ пріятелями ‘• іри, что заставитъ важную персону, раюшую роль генерала, ползать по сце- ъ на четверенькахъ. Разумѣется, пари было принято. На другой день Б. сѣлъ въ будку и началъ суфлировать, съ нетерпѣніемъ кидая интереснаго момента. — Ползите!.. Ползите!., зашепталъ онъ, к >гда важная персона появилась передъ бликой. Персона разстеряно посмотрѣла въ буд- к у. — Что?.. — Ползите, ползите, говорятъ вамъ… — Мнѣ?.. Ползти?.. — Ползите-же!..— продолжалъ надры ваться Б., вылѣзая изъ будки.— Безъ ’•того нельзя продолжать!.. Ползите!.. Желая .спасти пьесу”, важная персо на стала на четвереньки и поползла. Раздался гомерическій хохотъ. Пари было выиграно, * * * Извѣстный разсказчикъ ГІ. И. Вейнбергъ, идя однажды на репетицію въ Алексан- дг-инскій театръ, встрѣтилъ у Черныше- ?■. моста какого-то господина, который с аль внимательно въ него вглядываться наконецъ, приподнялъ шляпу.” — Никифоръ Ивановичъ Новиковъ, если не ошибаюсь?., учтиво спросилъ знакомецъ. — Вы ошибаетесь, — послѣдовалъ от- тъ,— я не Новиковъ, а Павелъ Иса евичъ Вейнбергъ!.. — Да, неужели?.. Это еще лучше!.. Это ‘.’t тысячу разъ лучше!.. Очень пріятно, о день радъ!.. И онъ протянулъ П. И. руку, востор- Уг :нно улыбаясь. * * * Провинціальный актеръ И—ловъ прі ѣхалъ на гастроли. Антрепренеръ, зная .слабость” И., предупредилъ буфетчика, чтобы трагику не давали выпить. Въ антрактѣ репетиціи И—ловъ под- , одитъ къ буфету. — Имѣйте въ виду, что здѣсь въ труп- па есть извѣстный пьяница И— ловъ!.. Ради Бога, ничего ему не отпускайте!.. — Знаемъ-съ,.. Предупредили!., у — Предупредили? И отлично!.. Налейте- иа мнѣ стаканчикъ водки!.. Что? Пить въ дчнь спектакля? Какая гадость!.. Налейте еце!.. Въ концѣ-концовъ И—ловъ былъ пьянъ, какъ стелька. Спектакль еле-еле дотянули до конца. я * • * Въ Казани въ уборную Варламова і асто заходилъ въ антрактахъ одинъ мо ложавый господинъ, назвавшій почтенно му артисту нѣсколько домовъ въ Петер бургѣ, гдѣ они встрѣчались. Одинъ разъ, когда визитеръ особенно разсыпался въ похвалахъ игрѣ, К. А. обратился къ этому господину: — Теперь я припоминаю, что, дѣйстви тельно, мы съ вами встрѣчались въ Гіи- ерѣ; но позвольте васъ спросить,здѣсь- ‘ 0 , въ Казани, что вы дѣлаете? Служите, вѣроятно, кѣмъ-нибудь? Оффиціальная трибуна въ день занладки будущаій „Дворца’,Мира” въ Гаагѣ. — Да какъ же,— отвѣтилъ визитеръ — я—губернаторъ гор. Казани… Картина. Между этимъ же губернаторомъ и Варламовымъ произошелъ и другой коми ческій инцидентъ. • Въ бенефисъ артиста публика забро сала его цвѣтами и букетами. Выбравъ самый красивый букетъ, ар тистъ передаетъ его губернатору и го воритъ: Писательница Убда (/Іуиза де-УІа- Рамэ), авторъ многихъ романовъ. Она написа ла около 70 томовъ. Среди нихъ осо бенно извѣстны романы: „Въ городѣ и въ деревнѣ41, „Башмачки цвѣточницы41» .Въ Мареммѣ* и т. д. Теперь ей 78 лѣтъ. Всѣми забытая и больная, она живетъ теперь въ домикѣ одного бѣд наго фермера въ деревушкѣ Монти, въ Италіи. Англійское правительство -на значило еи пенсію въ 1500 р. — Будьте любезны передать отъ ме ня этотъ букетъ вашей супругѣ. — Извините,— отвѣтилъ губернаторъ,— я вашей просьбы исполнить не могу… — Почему же?— удивился К. А. — Потому,что именно этотъ букетъ вамъ и бросила моя супруга… * * * Недавно режиссеры казенной оперы были обрадованы уходомъ извѣстнаго ба ритона, выслужившаго пенсію. Баритонъ отличался пылкимъ нравомъ, и режиссерамъ приходилось отъ него не мало претерпѣть. Разсказываютъ такой анекдотъ. Выведенный однажды изъ себя замѣча ніемъ режиссера, баритонъ крикнулъ ему: — Если вы скажете мнѣ еше одно слово, я васъ выброшу въ оркестръ1 На что изъ оркестра послышалась реп лика: — Здѣсь не помойная яма, чтобы бро сать режиссеровъ… * * * „Приглашаетъ меня къ себѣ на раутъ извѣстный московскій купецъ М., —разска зывалъ покойный И. Ф. Горбуновъ. Отка зываюсь. Купецъ умоляетъ, предлагаетъ огромный гонораръ. Ъду, за неимѣніемъ презрѣннаго металла. — Здравствуйте, И. Ф.,— привѣтствуетъ меня М.— Покорнѣйше прошу садиться!.. Сажусь, пью и ѣмъ, потомъ опять пью и ѣмъ. Думаю, вотъ сейчасъ кто-нибудь попроситъ разсказать сцену. Гробовое молчаніе. Сначала танцуютъ, потомъ са дятся за ужинъ. — Навѣрно, попросятъ во время ужи на!..— думаю я, тыча вилкой въ осетрину въ томатѣ.—Скоро уже пора расходиться. Расходятся. И. Ф., думая, что его поп росятъ разсказать спеціально для хозяина и для хозяйки, остается, принципіально тыча вилкой въ консервы. — Ну, прощай, Иванъ Федоровичъ,— поднимается съ мѣста хозяинъ, цѣлуя И. Ф. и вручая ему 500 рублей!.. Завсегда будемъ рады!.. И. Ф. онѣмѣлъ отъ изумленія. ,12 ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 12-го Августа 1907 гота С М Ъ С Ь. Д окт оръ-ф илант ропъ. Во время ту рецкой войны въ Саратовѣ проживалъ преоригинальнѣйшій докторъ-гомеопатъ Луковскій. Это былъ старикъ лѣтъ 70, бывшій профессоръ варшавскаго универ ситета, сосланный за 1863 годъ въ Си бирь и затѣмъ амнистированный. Онъ обращалъ на себя общее вниманіе своей добротой, чудаческими выходками и за мѣчательной разсѣянностью. Практику онъ имѣлъ огром ную, но жилъ крайне бѣд но, потому что Заработан ныя деньги онъ клалъ на столъ, никогда не затво рялъ квартиры (жилъ онъ на Грошовой улицѣ) и про силъ всѣхъ своихъ знако мыхъ брать деньги безъ спроса, сколько нужно и когда нужно. Главными его кредиторами были его клі енты и уличные мальчишки, которыхъ онъ постоянно за ставалъ дерущимися въ его квартирѣ при дѣлежѣ денегъ. Однажды его кліентка, моло дая сосѣдская дѣвушка — высказала свое горе, что она любима и любитъ одного молодого человѣка, но оба они такъ бѣдны, что имъ не на что справить свадьбу. Ученый старикъ съ дѣтской радостью взялся помочь ихъ горю и понесъ заложить въ ломбардъ Печенкина имѣв шійся у него выиграшный билетъ 2-го займа. Просилъ онъ за него сто рублей. Когда въ конторѣ просмот рѣли таблицу тиражей, то сказалось, что прошло уже четыре года, какъ на этотъ «билетъ палъ выигрышъ въ 75,000 рублей. А р т и с т ы и граммофо • fibi. Наши артисты продол жаютъ эксплоатироваться граммофонными компаніями. Мало въ насъ „американской складки* и вотъ, какъ нѣ что изъ ряда выходящее, со общается, что Ѳ. И. Шаля пинъ получилъ І000 руб. за семь номеровъ, спѣтыхъ въ граммофонъ. Не такъ посту паютъ иностранные арти сты, которые образовали об щество („Эосіёіё mutuelle artistique*): они потребова ли отъ граммофонныхъ компаній процент наго вознагражденія и выиграли дѣло въ судѣ. Компаніи уплатили имъ за про шлое пользованіе пластинками полтора милліона франковъ и согласились на °/о вознагражденія. Теперь на каждой грам мофонной фабрикѣ имѣется агентъ об щества, который кладетъ печать на каж дую выпускаемую пластинку и, такимъ образомъ, общества собираетъ до 2 ты сячъ франковъ за каждый выпускаемый N°. Первый додумался до этого знаменитый теноръ Таманьо, передавшій право на свои исполненныя въ граммофонѣ аріи одной американской фирмѣ, посадивъ на ея фабрикѣ своего агента, получавшаго въ пользу Таманьо по 1 доллару за каждую пластинку; такъ какъ пластинки выходятъ тысячами, то сочтите, что получалъ Та маньо? Ш т р а ф ъ въ 4 5 м илліоновъ. Извѣст ный американскій милліардеръ Джонъ Рокфеллеръ приговоренъ судомъ въ ка чествѣ главы извѣстнаго нефтяного тре ста „Standard Oil Company” къ уплатѣ штрафа въ 45 милліоновъ \ рублей. Аме- Въ Альпахъ. риканскія газеты отмѣчаютъ съ видимымъ удовольствіемъ, что Рокфеллеръ получилъ извѣстіе о приговорѣ во время игры въ гольфъ, которую онъ и продолжалъ безъ малѣйшихъ признаковъ волненія. К а п л я воды— орудіе казни. Въ Пари жѣ недавно былъ произведенъ весьма ин тересный опытъ. Одинъ профессоръ раз сказывалъ студентамъ, что въ Китаѣ ча стая форма наказанія—-подставлять го лову преступника въ теченіе нѣсколькихъ часовъ подъ воду, капающую капля за каплей. При этомъ очень часто резуль татомъ бываетъ смерть. Одинъ изъ сту дентовъ при этомъ недовѣрчиво засмѣялся. Харьковъ. Типографія .Южнаго Края’, Сумская /л., No 13. Тогда профессоръ предложилъ ему про дѣлать надъ нимъ этотъ опытъ, чтобы убѣдить его. Изъ предосторожности про фессоръ для производства опыта выбралъ руку „Ѳомы невѣрующаго* и началъ ка ■ пать на нее водой съ небольшой высоты. При двухсотой каплѣ—профессоръ и сту денты считали—студентъ задумался, при трехсотой онъ сталъ необыкновенно спо коенъ, тихъ и блѣденъ, а рука его нача ла сильно дрожать. При четырехсотой каплѣ поднялась сильная боль, и, наконецъ, лопнула кожа. Четыреста двадцать пятая капля превратила. Сав- ла* въ „Павла*, и онъ со стономъ согласился, что на казаніе, дѣйствительно, же стоко. И скъ эксъ-императрицы. Императрица Евгенія, недав но выигравшая процессъ, по которому она требовала отъ правительства возвра щенія ей нѣкоторыхъ ве щей, находившихся въ ча стномъ владѣніи императора Наполеона III, въ скоромъ времени получитъ разрѣше ніе ихъ увезти изъ настоя щаго мѣста ихъ храненія. Хотя вдовствующая импера трица считаетъ, что пред меты, на которые она предъявила свои права, яв ляются прежде всего се мейными сувенирами, не представляющими интереса для націи, но общественное мнѣніе нѣсколько иное, и рѣшеніе суда вызвало взрывъ негодованія со стороны французской прессы. Какъ- бы то ни было, семь предме товъ, находящихся въ Ени сейскомъ дворцѣ, пятьде сятъ три въ Фонтенбло, двадцать девять въ Компье- нѣ, три въ Тріанонѣ и че тыре въ Луврскомъ музеѣ, будутъ возвращены истицѣ, а также нѣсколько вещей изъ коллекціи, находящей ся въ Musde des Souve- rains. Между послѣдними есть сѣрая шинель и шляпа Наполеона I, ношенныя имъ во время кампаніи 1814 го да, уздечка лошади, на ко торой онъ былъ во время битвы при Ватерлоо, ко карда съ шляпы, бывшей на немъ въ историческій день про щанія въ Фонтенбло, шляпа, которую онъ носилъ на островѣ Св. Елены, его трость, скамья, на которой отдыхалъ въ изгнаніи, а также много другихъ предметовъ, при надлежавшихъ основателю Наполеонской династіи.