Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
ю ж н ы й КРАЙ Воскресенье, 15-го Декабря 1913 года, ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 11790, СМ ѢСЬ. Романъ собаки. Что бы вы сказали, если бы вамъ преподнесли романъ… собачи? Не от дѣльныя болѣе или менѣе остроумныя параллели между человѣческой и со ■ бачьей психо ог.ей, какъ это дѣлалось и раньше, а доподлинный р’манъ собаки, сь „завязкой” и „раівязкой”. съ зани мательнсй фабулсй и „и-тригой”, съ массой доаматическихъ сценъ и положе ній, съ цѣлымъ рядомъ живыхъ „типовъ”, яркихъ карти.-іъ нравовъ и обычаевъ „среды”?. Такого рода романъ, по словамъ „Рѣчи”, созданъ французскимъ пи:ате- лемъ Луи Перго и долженъ выйти въ свѣтъ въ ближайшемъ будущемъ. Онъ такъ и называется: „Романъ Миро, охотничьей собаки”. Еще маленькимъ щенксмъ Миро по палъ въ домъ крестьянина, маститаго охотника и браконьера. В лицѣ хо зяина онъ пріобрѣлъ лучшаго друга и по кровителя. но въ ли цѣ хозяйки.сварливой и скупой бабы, — злѣй шаго врага. Дѣтство Миро провелъ необык’ новенно бурно. Свои „мальчишескія продѣл ки* онъ началъ съ охоты на хозяйскихъ и иныхъ куръ. Въ ре зультатѣ — жестокія столкновенія съ хозяй кой, попытка ея отра вить Миро и педзго- гнческія мѣры хозяина. Но скоро природныя дарованія и та ланты Миро начинаютъ сказываться. Слава о подвигахъ ума, находчивости и отваги, проявленныхъ Мирэ въ безко неччомъ рядѣ охотничьихъ приключе ній, расзрострачяется на весь около токъ. Еще въ молодости Миро пере жилъ свое первое, чисто ппаточичз- ское увлеченіе арекрасчой „цамой”-со бакой пріятеія своего хозяина А теперь возмужавъ, послѣ по бѣдоноснаго поединка съ страшнымъ Тур комъ, Миро пріобрѣ таетъ неоспоримое зра во гервенсгча, какъ мѣстный „левъ”. Страстная и пылкая натура Миро навлека етъ на і-его несчастье. Совершенно не будучи въ состояніи разли чать дозволенныхъ и недозволенныхъ періо довъ для охоты, онъ постоянно ускользаетъ изъ дома охотиться, разоряя своего хозяи на штрафами. Нако нецъ, доведенный до отчаянія попреками жены, охотникъ рѣ-j шаетъ продать Миро. Силой, связан наго, его увозятъ, но не надолго; Миро рѣшаетъ бѣжать, во что бы то ни стало. Побѣгъ радость свиданія, вторичное водворе-із къ новому хозяину, еще по бѣгъ и еще .. 1 0 0 – л ѣ т іе И м п е ш о р с н о й публичной би бліотеки . 1814 — 2 / , — 1914. Но вотъ любимый хозяинъ, по на стоянію новаго собственника, едва пере силивая себя, гонитъ собаку. Отчаяніе Миро безгранично. Глубокая сбоюдная драма, заканчивающаяся трогательнымъ примиреніемъ и возвращеніемъ Миро домой Попадаются въ романѣ дли ноты, но въ цѣломъ оригинальное произведеніе Перго представляетъ интересную попытку соз дать новый жа ръ романа и ввести для иллюстраціи современной общественности новый любопытный элементъ. Парижскіе футуристы. Парижскіе футуристы постоянно упражняютъ свою фантазію и не только выдумьіЕаюгъ новыя моды, но и бѣгутъ впегеди нея. Такъ, гсворитъ „День”, супруги d’Uremp устраив ютъ футурист скій чай въ кубистскомъ салонѣ, а гости ихъ должны входить на особый маьеръ— прихрамывая. Теперь они изобрѣли новое увеселеніе, вредѣ концерта, и надіятся, что оно скоро вейдетъ въ моду въ высшемъ свѣтѣ. „Концертъ” ис полняется цѣлымъ ор кестромъ, состоящимъ изъ 36 „ музыкантовъ”. Само собою разумѣет ся, что они отвергаютъ всю старую музыку: новая музыка цѣли комъ должна выйти изъ „школы шума”. „Зна менитый” художникъ Руссоло писалъ недав но „великому музы канту футуристу* Ва лила Прателла что до XIX вѣка всюду царила тишина и что только теперь можно будетъ создать себѣ представленіе, что такое шумъ”. Всѣ слышанные имъ до сихъ поръ концерты заставляли его морщиться. „Теперь, наконецъ, пора выйти на от крытую дорогу, — заканчиваетъ онъ свое посланіе,— я ье могу дольше сдерживать евсего безумнаго желанія создать настоящую му зыку, раздавая напра во и налѣво звонкія пощечины, колотя по клавіатурѣ рояля, со трясая контрабасы”. По пути, начертан ному Руссоло, футу ристы и пошли,— и „настоящая” музыка въ разгарѣ… 1) Д и ректоръ И м ператорской публичной библіотеки д. т. с. Д . Ф. К обеко. 2) Г раф ъ А нд рей-С таниславъ и 4) гр аф ъ Іосиф ъ-А ндрей Залусскіе, полож ивш іе основаніе И м ператор ской публичной библіотеки, передача своей библіотеки. 3) Ф асадъ зданія публичной би бліотеки послѣ перестройки 1835 года (уголъ Н евскаго пр. и С адовой ул.). 5) Г раф ъ А ле ксандръ С ергѣевичъ С трогановъ. 6) Г р аф ъ де-Ш уазель-Г уф ф ье. 7) А. Н. О ленинъ. 8) Л аринская зала. Въ глубинѣ— знамениты й п ортретъ Екатерины Великой работы Л еви ц каго, вдохновленнаго одой Д ерж ави на «Къ Ф елидѣ». 9) К руглая залаі. Татуировка въ высшемъ свѣтѣ. Страсть къ кокаину л эѳиру бывшая въ большой „модѣ” въ высшемъ обществѣ Па рижа и Лондона, вы тѣсняется въ послѣд нее время ме ѣе опас ной, но, по свсему, не менѣе безобразной мо- ,m П Ы и П Р И , Воскресенье, 15-го декабря =— =— = -4 9 1 3 ^ А У Р і на своемъ мѣстѣ, до похищенія. Въ медальонѣ— похититель Джіоконды Виченцо Перудж-Іа П очетный лейбъ-окулистъ Н. И. Тихомировъ (1843— 1913). Группа учредителей вы сш ихъ ж енскихъ курсовъ. С тоятъ: О. А. М ордвинова, А. Н. Б екетовъ, А. П. Ф ило- софова, П. С. Стасова; сидятъ: Н. А. Б ѣ л о зер ская, В. П. Т арновская, Н. В. Стасова, В. А. М енжинская, fife . с. И. Конради, первая, подавш ая за подписью 60(1 ж ен щ и нъ петицію о необходим ости вы сш аго ж енскаго образованія въ Россіи. Цой татуировкой. Быть та’уиоовачнымъ —считается шикарнымъ, даже больше то го—об^зате ьнымъ. В есвые, говоритъ „День”, эта мода появилась ри англій Скомъ дворѣ, а оттуда распространилась и среди англійской аристократіи, Горя чими сторонниками являются шведскій король Оскаръ, греческая ксролева, гер цогъ Іоркскій и м огіе другіе. За ними, конечно, тянутся разные короли и ко ролевы большихъ и малыхъ сценъ, аме риканскіе короли (тъ промышленности й т. д. Одинъ американскій милліардеръ вытатуировалъ у себя на груди цѣлый поѣздъ, со станціей, пассажиоами и т. д. Татуиров<а принята сам-ія разнооб разья. Одни довольствуются какимъ-ни будь значкомъ, буквами или бабочкой на ілечѣ или груди, но есть любители и болѣе сложныхъ украшеній. Герцогъ I ркскій, напр., вег.ѣлъ вытатуировать на своемъ тѣлѣ зеленыхъ и голубыхъ змѣй, спускающихся отъ шеи къ ногамъ. Лучшимъ артистомъ этого дѣла считает ся американецъ Рулей, прозванный „та туировщикомъ королей и королемъ та туировщиковъ” Заказовъ у него такъ’мно- го, что работаетъ онъ съ утра до ночи. Оплачивается его работа превосходно, не менѣе 50 фр. за часъ. Въ зависимости отъ сложности рисунка и комбинацій кра сокъ цѣна повышается, Одинъ шотланд скій графъ предложилъ Рулею одиннад цать тысячъ фр- зэ то, чтобы онъ из образилъ на его груди копію извѣстнаго портрета г-жи Тельгамъ Рейнольда. Воскресенье, 15-го декабря 1913 года 3 ЮЖНЫЙ. КРАЙ. Аппаратъ для изобличенія лжи. Оказывается, говоритъ „Де-ь“, что знаменитый мостъ въ баснѣ Крылова, который проваливаете?, лишь только на него вступитъ хецъ, не такая ужъ фантастическс:-: выдумка. На дняхъ въ Вѣчѣ молодой ученый изъ Граца, ; окторъ Бенусси, прочелъ докладъ осъ изобрѣте-номъ имъ а .па- ратѣ п я изоб -ичечія лжи. Бенусси по ставилъ себѣ вопросъ, оставіяетъ ли ложь какой-либофизическія,поддающій ся научному констатииова-ію слѣдъ на организмѣ лжеца, и пркше’Ъ къ пэло- жительнсму выводу. Опъ исходилъ при своихъ изсл Ѣ дові – іяхъ изъ того общаго положенія, что всякое душевное состоя ніе имѣетъ и св е физ-ческое пр. явле ніе, а, слѣдоваге ь-о, должно подле жать установленію путемъ чувствъ. Не подлежитъ никакому сомнѣнію, чтоду шевн е состояніе лж ца иное, чѣмъ ду шевное состояніе че-овѣка, гов рящаго правду. Путемъ цѣлаго ряда о ыг въ Бенусси установилъ, что эго различіе въ душевныхъ настроеніяхъ, пэежде всего, отражается на процессѣ дыха-ія. Придя къ такому выведу Бенусси сталъ искать споссба констатировать без ошибочно эти перемѣны въ дыхате’ ь- номъпроцессѣ. Д я эгей цѣли онъ изэ- брѣлъ слѣдующій аппараті. Онъ беретъ маленькую надузную подуш-у, къ кото рой придѣланъ легко открывающійся клапа ъ, и прикладываетъ ее къ груди человѣка, надъ которы ъ производится опытъ. При помощ – резинозои трубки подушка соединена съ д.угой такой же подуикой, тоже снабжен-сй клапаномъ. Въ зависимости стъ расшире-ія и су женія грудной клѣтки при процессѣ ды ханія воз ухъ вь надувной подушкѣ сгу щается иі и разрѣжается, а въ зависи мости отъ этого, приподымаются и и опускаются клапаны въ обѣихъ подуш кахъ. Эти движенія кла іановъ при по мощи простого приспособ е Ія перено сятся на вымазанную сажей бумагу. Та кимь образомъ, on-санный аппаратъ даетъ возможность изобразить графи чески дыхательный процессъ кажд го человѣка. И-ъ различія между кривыми дыхатегьнаго проце са у людей, говоря щихъ правду, и у лжецовъ Бенусси дѣ лаетъ дальнѣйшіе вывэды. Онъ произво дилъ опытъ съ 120 лицами. Кажд-му изъ нихъ Бенусси давалъ листъ бумаги, на которомъ было что либо написано, съ поед юженіемъ непремѣнно прави .ь- но про есть алисан ое или же ссврать насчетъ написаннаго. В) всѣхъ случаяхъ дьханіе запи сываю ь при помэши описаннаго аппарата. И вотъ оказалось. что лжецъ медленно ваыхаетъ быстро выпус-аетъ воз духъ, а человѣкъ гозо рящій правду, быстрѣе вдыхаетъ и мд еньѣе вы ускаетъ воздухъ. Во всѣхъ случаяхъ, такимъ образомъ, отношеніе ме жіу линіей, обоз-ачаю Щей выдыханіе вездуха, будетъ больше передъ тѣмъ. какъ человѣкъ сказалъ правду, чѣмъ послѣ того и наоборотъ, — будетъ меньше передъ ложью, чѣмъ послѣ нея. Получить эту формулу очень легко, а, слѣдова тельно, и легко установить, сказалъ ли человѣкъ правду или нѣтъ. Опыты Бенусси оказывались удач ными даже въ тѣхъ случаяхъ, когда объекты экслериментовъ пытались измѣнить свое дыханіе. Бельгійскій сенаторъ-соціалистъ Лафонтэнъ, получившій въ текущемъ году нобелевскую премію мира. С. Д. Дрожжинъ. (К ъ 40-лѣтію литературной дѣятельности). Недавно сгорѣвшій дочь И. К. Айвазовскаго въ Ѳеодосіи. Продолженіе одного романа. Забзв -ая исторія произошла, по сло вамъ „Дня”, недавно во Франціи: одна французская газета заказала Эдуарду Омону сенсаціочзый романъ. Омонъ принялся за романъ и аккуратно при сылалъ для каждаго номера газеты но вую главу; но какъ разъ въ тотъ мо ментъ, когда должна была наступить развяжа, интересъ читателей достигъ высшаго напряже ія. автору понадоби лось уѣхать на нѣско ько дней изъ Парижа. Прервать работу было немы- слим , и Омонъ, разсказзвъ содержа ніе написанныхъ главъ пріятелю- журналисгу в<ялъ съ него слово, что тотъ будетъ продолжать романъ дсвоз- врэщенія азтора. Пріятель О мона с би- рался уже взяться задѣло, какъ вдоугъ получилъ неот ожную командировку въ Марсель по дѣлу своей газеты. Онъ выѣхалъ ближайшимъ поѣздомъ, пору чивъ женѣ написать хотя бы одну главу романа, чтобы газета не осталась безъ фе ьетона. Но тутъ снова оказалось неожиданное препятствіе. Жена журна листа получила письмо отъ умирающей тетки, которое требовало ея не медленнаго отъѣзда. Приходилось, та кимъ образомъ, нарушить обѣщаніе, дан ное мужу: смущенная эгимъ обстоятель ствомъ, жена журналиста передъ отъ ѣздомъ кратко передала содержаніе ро мана своей двѣнадцатилѣтней дочери, недурно писавшей школьныя сочи иенія, и просила ее написать с ѣ- дующую главу, посовѣтовавъ ей, какъ именно писать. Юная писательница съ увлеченіемъ вэя ась за работу. Въ романѣ Омона, носящемъ трога тельное названіе „Смерть въ сердцѣ”, разсказывается исторія молодой четы, котооая послѣ кораблекрушенія попала на уединенный островъ и поселилась въ пещерѣ. Вдругъ на безлюдный островъ нала/,и какіе то дикари и увели моло дого суоруга. Несчастная жена, видя это, упала въ ебморокъ. Въ этомъ мѣстѣ по вѣсть обрываі ась, и двѣнадцатилѣтней гимназисткѣ предстояло написать про долженіе. Она рѣшила написать на свой рискъ и стргхъ, прене брегши совѣтами матери. Въ новой главѣ описы вается то, что произошло спустя шесть мѣсяцевъ пос ѣ набѣга дикарей: п ѣннику удалось бѣ жать отъ нихъ и воз вратиться къ тссзующей женѣ. Первая встрѣча была необычайна трога тельна. Едва пришлецъ ступилъ на берегъ без люднаго острова какъ къ нему кинулась жена неся на рукахъ двоихъ дѣтей. „Бсгъ благословилъ нашъ союзъ, сказала она со слезами, черезъ три мѣсяца послѣ нашей раз луки, дорогой мой, по явилось на свѣтъ одно наше дитя, а еще черезъ три мѣсяца — другое”. Услыша это, обрадован- 35-лѣтіе высшихъ женскихъ (Бестужев скихъ) курсовъ. ,1 ЮЖНЫЙ КРАЙ. В’И’крееенье, 15-го декабря 1013 гида ПОСЛѢДНІЯ МОДЫ. Нарядное вечернее платье. Вечернее платье. Манто для театра и вечерокъ. ныи мужъ приподнялъ пальмовые листья, по крывавшіе дно лодки, и промолвилъ: „Богъ сжалился и надо мною, и далъ мнѣ въ тюрьмѣ сына; сынъ этотъ черный, такъ какъ онъ родил ся среди дикарей*. Юная писательница быта въ вос оргѣ отъ своей работы; но ю раздо меньше былъ восторгъ автора, кото рый прочитавъ про долженіе своего ро мана, въ отчаяніи рвалъ на себѣ волосы. Проектъ фасада главнаго корпуса лечебницы приказчиковъ въ Харьковѣ. Безумное человѣчество. Статистика, какъ извѣстно, одиа изъ тѣхъ нау-съ, которыя не брезгуютъ ни какимъ матеріа омъ. Она съ одинако вымъ удовольствіемъ оперируетъ живы ми и мертвыми, больными и здоровыми, здравомыс іящими и сумасшедшими. По слѣдними весьма серьезно занялся одинъ изъ англійскихъ представителей этой науки. Онъ пришелъ, по словамъ „Б. В.“, къ довольно печальному выводу, что лѣтъ черезъ 40Э —500 всѣ люди должны… сойти съ ума. Какимъ же об разомъ это прзиюйдетъ? А очень про сто С гітисти те :кія данныя по азываютъ, что лѣтъ 50 тому назалъ одзнъ душев но больной приходился на 545 здоро выхъ людей. Сгатисгическія данныя по слѣднихъ лѣтъ показываютъ, что эта пропорція рѣзко измѣнилась, и теперь одинъ безумецъ приходится только на 312 нормальныхъ людей. Если душевное разстройство будетъ прогрессировать въ такой же степени и далѣе (а этого можно ожидать, принимая во вниманіе все нараста кщую нервность поко лѣній и все ускоряю щійся темпъ жизни), то черезъ 90 лѣтъ, въ Европѣ соотношеніе между душевно-боль ными и здоровыми выразится пропорціею 80:1000; черезъ 200 лѣтъ это соотношеніе приметъ видъ ферму-ы 80:10, а еще черезъ двѣсти лѣтъ на нашемъ несчастномъ материкѣ останутся только одни сума сшедшіе. Тогда, — мечтаетъ рьяный ста тр стикъ, — перемѣнятся, конечно, и условія жизни: идіоты и безумцы будутъ гу ять на свободѣ, а норма «ьные люди будутъ жить въ домахъ для сумасшед шихъ… Харьковъ- Типографія «Южнаго Края», ^Сумская ул.. домъ А. А. Іозефовича, No 13.