Офіційна газета, яка видавалася в Харкові з 1838 року
Офіційна газета, яка видавалася в Харкові з 1838 року
No 224-й. П О Н ЕДѢ Л ЬН И К Ъ , 29-го а в г у с т а 1877 г о д а . No 224-й. ПЛАТА ЗА ОБЪЯВЛЕНІЯ: При помѣщеніи частныхъ объявленій плата за объявленія, печа таемыя корпусомъ, взимается во таксѣ, находящейся въ Редавдія, за занимаемое объявленіемъ мѣсто. Объявленія отъ учрежденій опла чиваются по 3 і». за столбецъ крупнаго шрифта, 4 р.—средняго я 5 р. мелкаго. Статьи, присылаемыя для помѣщенія въ Харьковскихъ Губернскихъ Вѣдомостяхъ, но усмотрѣнію Редакція, подлежатъ со кращенію. Харьковскія Губернскія Вѣдомости выходить ежедневно. В ^ ПОДПИСНАЯ ЦЪНА: На годъ. На f года. На 3 мѣс. На 1 мѣс, Безъ доставки и пересылки 8 р. 60 к. б р. 60 к. 3 р. 60 к. 1 р. 20 к Съ доставкою ва домъ . . 9 , – „ 6 „ — „ 4 „ — „ ( Съ пересылкою . . . . 10 „ 20 „ 6 „ 60 „ 4 „ 20 „ (1 ” 4и ” Цѣна отдѣльному нумеру въ Конторѣ Редакціи 10 кон. Подписка принимается: а) въ Конторѣ Редакціи въ Харьковѣ, въ Конномъ переулкѣ, въ домѣ Тихоновой, п б) въ квартирахъ гг. ис правниковъ и становыхъ приставовъ Харьковской губерніи. ПОСЛѢПРАЗДНИЧНЬШ НУМЕРЪ. ЧАСТЬ НЕОФИЦІАЛЬНАЯ. Слѣдующій No Харьковскихъ Вѣдо мостей выйдетъ въ четвергъ, 1-го сен тября, имѣющія-же быть полученными 30 и 31 августа телеграммы, будутъ разосланы всѣмъ городскимъ подпис чикамъ. • НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ТЕ1ЕГРАММА .Хцрьиоескихъ Вѣдомостей”, отъ мсхлувдроінжго твлкгрівнлго агентствъ. ЛОНДОНЪ, 27 августа (8 сентябри).* Газетѣ „Daily News” сообщаютъ изъ Горнаго Студеня, отъ 23 августа [4-го сентября], что гарнизонъ Ловчи, силой въ 7000, разбить былъ 22-го августа русскими въ числѣ 22000. Еще на ка нунѣ генералъ Скобелевъ штурмовалъ позицію съ сѣверо-востока, которая по этому стала неспособной нъ оборонѣ. Ночью турни удалились на укрѣплен ныя высоты за городомъ; съ разсвѣ томъ русская артиллерія открыла на ступленіе и заняла такую позицію, что отступленіе тѵрокъ къ Балканамъ ста ло невозможнымъ. Послѣ упорнаго пѣ хотнаго боя, турки вечеромъ отступи ли къ западу, преслѣдуемые казаками. Мѣстное управленіе общества крас наго креста считаетъ священнымъ дол гомъ благодарить сумской мѣстный ко митетъ за его теплое, живое участіе къ дѣлу призрѣнія раненыхъ, выражающее ся постояннымъ расширеніемъ спосо бовъ призрѣнія. Такъ, вчерашняго числа, предсѣдатель управленія получилъ отъ предсѣдателя комитета, уѣзднаго пред *) Отмѣченная знакомъ * телеграмма раз ослано была 28 августа городскимъ подписчи камъ отдѣльнымъ прибавленіемъ къ 14 223 харье. вѣд. Харьковское мѣстное управленіе об щества попеченія о раненыхъ и боль ныхъ воинахъ доводитъ до всеобщаго свѣдѣнія, что оно нуждается въ тулу пахъ, валенкахъ и башлыкахъ для пе ревозки больныхъ со станціи желѣзной дороги въ госпиталь, по наступающему холодному времени, и проситъ лицъ, желающихъ сдѣлать пожертвованіе озна ченными вещами, обращаться съ ними въ складъ мѣстнаго управленія, на сум ской улицѣ, въ домѣ Климова. Сегодня началось перемѣщеніе боль ныхъ и раненыхъ изъ лазаретныхъ пала токъ во вновь отстроенные госпиталь ные бараки харьковскаго общества крас наго креста. Вчера, 28 августа, въ часъ по по лудни, происходило торжественное ос вященіе госпитальныхъ бараковъ крас наго креста. Къ назначенному часу въ бараки прибыли гг. начальникъ губер ніи, командующій войсками харьковска го военнаго округа, члены мѣстнаго у- правлевія общества краснаго креста, представители губернскаго земства, го- родскаго управленія, медицинскій и ад министративный персоналъ общества краснаго креста и много публики. Слу женіе освященія совершалъ преосвящен ный егшскопъ харьховскій и ахтырскій Савва. водителя дворянства Кондратьева, теле грамму, извѣщающую, что въ виду пе реполненія харьковскихъ госпиталей мѣстный комитетъ постановилъ открыть помѣщеніе еще на 15 человѣкъ, па что комерціи совѣтникъ Харитоненко жерт вуетъ 450 р., предсѣдатель комитета Кондратьевъ 100 р., оба ежемѣсячно. Домъ будетъ нанятъ и приспособленъ къ 5-му сентября, бараки окончатся въ октябрѣ. Такимъ образомъ, но устрой ствѣ баракъ, помѣстится въ Сумахъ ра невыхъ: въ земской больницѣ 40, въ больницѣ Харитоненко—26, въ больницѣ краснаго креста—50, всего 116. ИЗВѢСТІЯ СЪ ТЕАТРА ВОЕННЫХЪ ДѢЙСТВІЙ. — ‘ Корреспондентъ газеты „XIX 8іё- de“, находящійся па дунайскомъ театрѣ войны, сообщаетъ, между прочимъ, слѣ дующее объ обращеніи русскихъ съ ту рецкими плѣнными и раневыми: „Черезъ три часа послѣ отъѣзда моего изъ Сис- това въ Гарвицу, я встрѣтилъ конвой, сопровождавшій турецкихъ плѣнныхъ, взятыхъ въ какомъ то дѣлѣ. Ихъ было до 300 человѣкъ и почти всѣ изъ низа- ма, т.-е. регулярной турецкой арміи; конвой остановился на отдыхъ въ тѣни неболынаго лѣса. Турецкіе плѣнные и русскіе солдаты самымъ дружескимъ об разомъ разговаривали между собою, на какомъ жаргонѣ—не знаю, но мнѣ по казалось, что они понимали другъ друга. Пользуюсь этимъ случаемъ, чтобы зая вить о томъ, съ какимъ удивительнымъ добродушіемъ обходятся русскіе съ плѣнными. Я могу засвидѣтельствовать два примѣра, которые видѣлъ во время пребыванія моего въ Никополѣ. Одааж- ды, это происходило около дверей дома, гдѣ стояли офицеры, которымъ поручено было судить нѣсколькихъ бунтовщиковъ, покушавшихся убить въ предшествую щую ночь русскихъ караульныхъ. Двое изъ этихъ турокъ въ продолженіи четы рехъ или пяти часовъ сидѣли здѣсь и буквально жарились подъ палящими лу чами солнца. Въ это время проходили мимо казаки съ манерками, наполнен ными водою. По отчаянному знаку, сдѣ ланному однимъ изъ этихъ несчастныхъ, умолявшаго дать ему каплю воды, каза ки подошли и сами напоили обоихъ, такъ какъ руки у нихъ были скручена назадъ. Въ другой разъ дѣйствіе проис ходило на дворѣ дома, гдѣ жилъ гене ралъ Столыпинъ. Четверо баши-бузу- ковъ, зр хваченные утромъ въ окрестно стяхъ города, были приведены къ нему на допросъ, который, по всей вѣроят ности, долженъ быль завершиться ихъ разстрѣляніемъ. Передъ допросомъ ге нералъ Столыпинъ въ продолженіе ме нѣе часа времени четыре раза выхо дилъ, чтобы отыскать этимъ баша-бузу- ,а ханъ тѣпистый уголокъ па дворѣ, пото му что солнце жгло немилосердно. Такъ же точно русскіе обходится я съ ране выми. Два pasa во время моего пути я встрѣчалъ нескончаемые транспорты ра невыхъ, отправленные изъ арміи Н а слѣдника Ц есаревича . Каждый изъ нтихъ транспортовъ, состоявшій изъ двухъ- сотъ телѣгъ, вмѣщалъ въ себѣ около четырехъ сотъ выздоравливающихъ ра невыхъ, которыхъ перевозили въ Румы нію; въ ѳтомъ числѣ было около ста ра неныхъ турокъ, и они были точю так же заботливо и съ такими же предосто рожностями положены, какъ и русскіе раненые. На нѣкоторыхъ повозкахъ они находились даже вмѣстѣ, такъ что сра жавшіеся наканунѣ враги лежали на одномъ и томъ же одрѣ болѣзви”- ЗАГРАНИЧНЫЯ ИЗВѢСТІЯ. — Въ послѣдней тетради журнала .Deutsche Rundschau” (германское обозрѣ ніе) помѣщена статья извѣстнаго про фессора Эрнста Геккеля, описывающаго въ ней свие пребываніе на островѣ Кор фу, а также поѣздку, предпринятую имъ оттуда на турецкій материкъ въ Алба ніи. Онъ свидѣтельствуетъ, что положе ніе тамошняго края скорѣе напоминаетъ дикую Африку, чѣмъ цивилизованную Европу, и рисуетъ потрясающую кар тину бѣдственнаго положенія мѣстнаго населенія. Звамевитый изслѣдователь высказываетъ, между прочимъ, по этому поводу слѣдующія соображенія: „Это бы ло олицетвореніе восточнаго вопроса! Эта первобытная культура, эта одича лость, это отсутствіе всякаго стремле нія къ высшей цивилизаціи не ограни чиваются случайно этимъ отдаленнымъ побережьемъ, а встрѣчаются въ раьной стеаени въ большей части турецкой им періи. „Либеральныя реформы” и попыт ки къ установленію конституціоннаго образа правленія не могутъ имѣть здѣсь никакого смысла, потому что господство сераля не можетъ отказаться отъ излюб- ленвой вмь ф рыы правленія, не отре- каясь отъ самого себя. Османскій же народъ, какія бы похвальныя черты ни встрѣчались въ его характерѣ, неспосо бенъ понять и усвоить себѣ культуру европейскаго запада. Подъ скипетромъ полумѣсяца Турція никогда не получитъ самостоятельнаго голоса въ „европей- ск мъ соглашеніи”, съ которымъ куль турныя націи нашей части свѣта свя заны общими интересами. Независимо отъ различныхъ другихъ сторонъ, вос точный вопросъ, ставшій теперь снова великимъ вопросомъ дна въ Европѣ, и- мѣетъ во вейкамъ случаѣ важную эко номическую сторону. Спрашивается: не ужели одна изъ прекраснѣйшихъ и са мымъ щедрымъ образомъ вадѣленвыхъ природою странъ Енропы, превосходя щая своимъ пространствомъ соединен ное британское королевство, осуждена оставаться пустынею подъ владычес твомъ азіатскаго народа, неспособнаго къ высшей культурѣ? Неужели обшир ныя пространства, богатыя горамн и рѣ ками, лѣсами и плодоносными доливами, должны служить мѣстопребываніемъ лишь непостояннымъ кочевникамъ и безпеч нымъ фаталистамъ? Бъ то время какъ переполненная населеніемъ Европа по сылаетъ ежегодно съ большими жертва ми въ самыя отдаленвыя части свѣта массы трудолюбивыхъ ѳмнгравтовъ, одна ихъ самыхъ богатыхъ и плодородныхъ странъ нашего собственнаго материка лежитъ въ запустѣніи и не прокармли ваетъ даже десятой доли иаселевія, которое опа могла бы содержать, если бы имѣла цивилизованное прави тельство. Истинно же цивилизованнымъ і правительствомъ высокая Порта никог да не сдѣлается, потому что съ учені емъ ислама связаиы многочисленныя представленія н учрежденія, которыя совершенно несовмѣстны съ культурны ми понятіями современной Европы. На помнимъ только о рабскомъ положеніи жевщины, о слѣпомъ подчиненіи неиз бѣжному року, о презрѣніи къ духовно му и всякому другому труду. Культур ная же жизнь основана вся на трудѣ. Дай Богъ, чтобы кровавая драма, пер вый актъ которой только что равыграл- ся на балканскомъ полуостровѣ, окон чилась освобожденіемъ этого послѣдняго отъ османскаго деспотизма”. — Адріанопольскій корреспондентъ „Кельнской Газеты” сообщаетъ, отъ 17 августа, слѣдующіе факты о казняхъ, производимыхъ турецкими полевыми су дами надъ несчастными болгарами: „Я никогда не думалъ, чтобы безобидную французскую пословицу: „І’аррёѣіѣ vient en mangeaut” м1 жно было когда вибудь примѣнять къ казнимъ, а между тѣмъ сто случилось на дѣлѣ. Свачала здѣсь дѣйствовали съ робостію и вѣшали но четыре, по восьми болгаръ въ день; но теперь, вѣроятно, вошли во вкусъ, и ичера на различныхъ городскихъ пло щадяхъ были повѣшаны тридцать чело вѣкъ этихъ несчастныхъ. Само собою разумѣется, что казни всегда предшест вуютъ слѣдствіе и произнесеніе судеб наго приговора, но слѣдствіе произво дится необыкновенно быстро, и такъ какъ достаточно показанія двухъ му сульманскихъ свидѣтелей для обвиненія въ преступленіи всякаго не мусульмани на, то легко могутъ пострадать и со вершенно невинныя лица, навлекшія на себя почему либо ненависть какого ни- будь турка. Такимъ образомъ вчера о- судилн и повѣсили купца игъ деревни Семенли за то, что онъ будто бы при нималъ участіе въ рѣзнѣ, происходив шей въ Эски-Загрѣ, а между тѣмъ слу жащіе на желѣзной дорогѣ увѣряли ме ня, что этотъ купецъ уже болѣе мѣся ца какъ не отлучался изъ Семенли. Другая причина, дающая мѣсто неспра ведливымъ приговорамъ, заключается въ томъ, что для доносчиковъ на своихъ сообщниковъ уменьшаютъ мѣру наказа нія. Страхъ смерти, конечно, можетъ исторгнуть лживая показанія. Характе ристиченъ разговоръ, происходившій между однімъ туркомъ и купцомъ здѣш няго города в переданный мнѣ послѣд нимъ съ ручательствомъ за достовѣр ность. Извѣстно, что къ груди каждаго осужденнаго привѣшиваютъ бумагу, въ которой изложено, какое онъ совершилъ преступленіе и помѣщенъ самый текстъ приговора. Эта бумага остается на гру ди трупа до тѣхъ поръ, пока его не снимутъ съ висѣлицы. Вчера, когда сня ли трупы повѣшенныхъ, заптіи стали усердно подбирать упомянутыя бумаги. Купецъ, ручавшійся мнѣ за достовѣр ность передаваемаго имъ, спросилъ у зантіевъ, для чего они собираютъ эти никому негодныя бумаги? „Отчего же ихъ несобирать, возразилъ одинъ изъ турокъ,—будутъ вѣшать другихъ и при вяжутъ имъ эти бумаги; стоитъ ли пи сать еще новыя? Болгаринъ останется болгариномъ и какое бы ни совершилъ преступленіе всегда заслуживаетъ быть повѣшеннымъ!” Бъ несчастію, таково мнѣніе большинства турокъ”. — Телеграммою изъ Львова (Лембер га) сообщаютъ что галиційскій * сеймъ былъ закрытъ до начала преній объ ад ресѣ. Надежда видѣть въ этомъ собра ніи торжество партіи умѣренныхъ ма ло по маду ослабѣвала и наконецъ со вершенно погасла, когда адресная кож- мисія, состоявшая изъ депутатовъ, на благоразуміе и умѣренность которыхъ повидимому можно было разсчитывать, до того измѣнила первоначальный про ектъ адреса, что изъ него вышелъ на стоящій манифестъ противъ цѣлости монархіи Габсбурговъ. „Настоящая вой на—говорилось въ новомъ проектѣ— раскрываетъ извѣстныя стремленія, ко нечная цѣль которыхъ состоитъ въ порабощеніи, именемъ панславизма, всѣхъ славянскихъ народовъ. Стремле нія эти, равно какъ и средства, употребляемыя для ихъ осуществленія, представляютъ опасность для австрій ской монархіи. Единственною непреодо лимою преградою этимъ угрожающимъ потокамъ могутъ служить тѣ же сла вянскіе народы, которые не желаютъ отказываться отъ своего отдѣльнаго на ціональнаго положенія. А польскій на родъ, вѣрный своимъ преданіямъ и поль зующійся всѣми своими жизненными си лами, котораго не могли уничтожить самыя громадныя жертвы и невырази мыя бѣдствія, никогда не отрсчетса отъ своей національной независимости. Одушевленные этою мыслію, мы съ жа ромъ откднквемся на призывъ вашего величества, когда вы потребуете отъ ва шихъ вѣрныхъ и преданныхъ народовъ возстать на дѣйствительную защиту ин тересовъ монархіи противъ угрожаю щихъ ей стремленій”. Для борьбы съ воображаемою опасностью отъ пансла визма галиційскій сеймъ предлагаетъ возстановленіе Польши; онъ заявляетъ что галиційскіе поляки съ жаромъ воз* ,3 станутъ на защпту интересовъ монар хіи, но прежде требуетъ, чтобы самые существенные интересы монархіи, ея цѣлость ■ существованіе были принесе ны въ жертву утопіямъ полонизма; дру гими еловыми, галиційскій сеймъ обѣ щаетъ Австріи поддержку со сторопы всѣхъ, кого онъ служитъ представите лемъ, но съ условіемъ, чтобы Австрія прежде наложила на себя руки. Авст рійское правительство сразу прекратило подобныя разсужденія, быстро закрывъ засѣданія сейма. (Прав. Вѣсти.). — Галиційскій адресъ—замѣчаетъ „Сѣверогерманская Газета”—вполнѣ у- бѣдитъ подлежащія правительства, что отъ польскихъ политикановъ нечего о- жидать благоразумія и осторожности; онъ убѣдитъ ихъ также и въ томъ, что всякая уступка, сдѣланная полякамъ, влечетъ за собою, съ ихъ стороны, тре бованіе новыхъ уступокъ”. Та же rase- та, въ другой статьѣ, по этому же по воду говоритъ: „Иностранные агитаторы, дѣйствовавшіе въ этомъ дѣлѣ, могутъ быть ув’рены, что усилія ихъ останут ся безплодными. Всѣ агитаціи и демон страціи ве въ состояніи были ни на во лосъ отдалить Австро-Венгрію отъ объ явленнаго ею честнаго нейтралитета, и она съумѣетъ предупредить всѣ покуше нія, которыя могутъ обнаружиться въ Лембергѣ (Львовѣ); покушенія эти ни сколько не принесутъ пользы полякамъ, которые, пользуясь предоставленною имъ Австріей автономіею, оказываютъ ей са мую наглую неблагодарность*. — Римскій корреспондентъ „Gazeta Nari d”wa“ сообщаетъ извѣстіе, которое, если оно справедливо, не можетъ не по разитъ всѣхъ удивленіемъ. Онъ утверж даетъ именно, что Паса, услышавъ о неудачахъ русскихъ подъ Плевною и Карсомъ, выразился буквально слѣдую щимъ образомъ: „Я каждый разъ неска занно радуюсь, когда слышу о нораже ніи русскихъ, и надѣюсь, что они бу дутъ окончательно побѣждены. Я возсы лаю ко Всевышнему горячія молитвы, чтобы случилось послѣднее”. Въ m e ѣ- дующемъ затѣмъ разговорѣ і ъ окружа ющими Пайа распространился о чест ности турокъ и подъ конецъ восклик нулъ: „О. если бы всѣ христіане били такъ честны, какъ турки, которые ни когда еще никого не обманули!” Коррес пондентъ названной газеты ручаемся за полную достовѣрность и буквальную пеіедачу приведенныхъ выше замѣчаній Паны, которыя произвели на панскій дворъ сильное впечатлѣніе. Берлинская „Національная Газета”, перепечатывая эту корреспонденцію, говоритъ: „Такимъ образомъ, если означсвиое изсвѣсііе под твердится, „глава христіанства” в. эсы- лаетъ „горячія молитвы” за торжеітво главы ислама. Можно подумать, что воз вратились времена Александра и Л»ва, когда Римъ заключалъ союзы со вся кимъ, кто обѣщалъ ему выгоду, и про тивъ всякаго, кто былъ ему враждебенъ, съ тѣмъ только различіемъ, что въ то время нельзя было такъ открыто за ключать союзъ съ невѣрными, такъ какъ Папа все еще слылъ врагомъ ислама. Но теперь турокъ выходитъ самый честный человѣкъ въ Европѣ. Что же остается римскому архипастырю, какъ не соединиться съ этимъ честнымъ человѣкомъ противъ Европы. (Прав. Вѣсти.) — Адріанопольскій корреспондентъ „Times” пишетъ: „Бѣдственное поло женіе здѣшняго населенія достигло крайнихъ предѣловъ. Голодающій на родъ валяется на улицахъ. Ан глійскіе благотворительные комитеты п доктора завалены работою. Изъ собран ныхъ ими справокъ оказывается, что въ немедленной пом< щи нуждаются 10.150 бѣжавшихъ женщинъ и дѣтей, въ томъ числѣ 1.700 евреевъ и 8.000 турокъ. На двяхъ прибыли сюда лэди Стравгфордъ и нѣсколько другихъ англичанокъ-благо- творительвицъ”. — Изъ Лондона сообщаютъ отъ 29-го авіуста, что голодъ въ Индіи принима етъ все болѣе и болѣе грозные размѣры. Въ Мадрасской области умерло съ де кабря по іюль мѣсяцъ полмвлліона жи телей и полтора милліона находится на обще< твенномъ иждивеніи. — Изъ Константинополя телеграфи руютъ отъ 12-го августа въ Times: „Сообщаю, изъ достовѣрнаго источни ка, слѣдующій разсказъ о частной ауді енціи, данной султаномъ армянскому патріарху. Третьяго дня, т. е. 10-го, по особому приглашенію, армянскій патрі архъ Нарцосъ явился въ кіоскъ Іилди. Патріарха встрѣтилъ церемоніймейстеръ и провелъ его въ частную переднюю комнату, откуда, по прошествіи четверти часа, его пригласили въ великолѣпный пріемный салоиъ. Патріархъ, войдя въ эт тъ салонъ, приготовился принести падишаху обычный въ такихъ случаяхъ земной поклонъ, но султанъ предупре дилъ эту дань уваженія, подошелъ къ nes у и, взявъ 8а руки, пригласилъ сѣсть въ кресло, стоявшее возлѣ сѣдалища са мого султана. „Государь, сказалъ патрі архъ, въ ерисутс ніи такого монарха, какъ ваше величество, великая честь даже стоять*.—„Прошу сѣсть”, отвѣчалъ сул.ані, и патріархъ сѣлъ, поклонив шись низко. „11у, какъ вы поживаете?” спросилъ султанъ, садясь самъ. „Надѣ юсь, что вы здоровы. Я давно желалъ видѣть вась, но ожидалъ благопріятнаго случая. Я 04′ нь уважаю васъ. Будьте здѣсь какъ дома и приходите ко мнѣ когда вамъ вздумается”.—„Государь, мы не думаемъ о себѣ, по всѣ помыслы на ши обращены къ ваіш му величеству и оттоманской арміи, за благоденствіе кот рыхъ мы m стоянно молимся”. На это султанъ сказалъ: „Я горько соболѣз ную о настоящемъ положеніи дѣлъ. Я, который не нанесъ бы вреда насѣкомому, нринужд’ пъ видѣть какъ льются потоки иев ни й кр ви. Но видитъ Богъ, что я ниско ько не отвѣтственъ за настоя щую войну”.—„Вы, государь, поистинѣ величайшій изъ монархивь; вы выше всѣхъ своихъ предшественниковъ, кото рые вступали на оттоманскій пре столъ въ благопріятныя времена, между тѣмъ какъ вы осѣняете славою отто манское знамя во время смутъ и несчастій”.—„Со дня моего вступленіе на престолъ, я не пользовался ни минутою мира.”—„Въ этомъ и заключа ется, Государь, все ваше величіе. Вся нація день и ночь молитъ Бога, дабы ваше величество выѣли возможность, въ теченіи вашего царствованія, исполнить обѣщанія реформъ, заключающіяся въ вашихъ торжественныхъ императорскихъ декретахъ,—о иреуспѣяніи земледѣлія, торговли, промышленности и народнаго образованія”.—„Я очень доволенъ моею армянскою націею и благодарю ее. Я желаю, чтобъ вы передали армянской націи, что я остаюсь очень доволенъ ею, и увѣрили ее также въ моей къ ней любви”. —„Могу увѣрить ваше величество что отеческая заботливость вашей слав- нг й династіи встрѣчаетъ признатель ность со стороны не только турецкихъ армянъ, но также и армянъ всѣхъ дру гихъ странъ”.—„Благодарю васъ и пов торяю, что готовъ отвѣчать на эти чув ства взаимностію. Поручаю вамъ пере дать все это націи. Я равнымъ обра зомъ доволенъ армянскими чиновниками Порты, которые всегда служили съ пре данностію и честностію. Я знаю, что моя армянская нація много ^пострадала въ эту войну, но пусть она знаеть так же, что въ воздаяніе за свои лишенія она увидитъ лучшіе дни и соберетъ плода своихъ вѣрноподданическихъ чувствъ. Я люблю всѣхъ моихъ подіанныхъ, но въ особенности мою ар мянскую націю, которая при величай шихъ затрудненіяхъ настоящей минуты повсюду даетъ доказательства своей пре данности престолу. Я не дѣлаю разли чія между мусульманами и христіанами; для меня всѣ оттоманы. Религія принад лежитъ Бігу. Я даровалъ конституцію съ цѣлью, чтобы всѣ жили въ братствѣ и равенствѣ.” Тутъ патріархъ вознесъ къ вебу молитву за долгоденствіе сул тана и успѣхъ оружія его арміи, равно какъ и за исполненіе предначертаній монарха,—прибавивъ: „армянская нація, прі’Ді нная престолу османовъ, молится о поддержаніи и усиленіи оттоманской власти.” Султанъ скрестилъ руки на груди, нагнулъ голову и съ благоговѣй нымъ вниманіемъ выслушалъ молитву, повторивъ нѣсколько разъ: „благодарю васъ.” Затѣмъ патріархъ хотѣлъ уда литься, но султанъ удержалъ его и ска залъ: „да услышитъ Всемогущій вашу молитву и да исполнятся мои намѣренія! Я очень жалѣю болгарскую націю, кото рая провинилась передъ моимъ престо ломъ”. „Ваше величество совершенно справедливо оплакиваете ея измѣну, но вы не можете думать, чтобы вся бол гарская нація была вѣроломной; измѣ няетъ престолу лишь часть ея, находя щаяся подъ дурными внушеніями. Умо ляю ваше величество смиловаться надъ невинными, которые ни въ чемъ не про винилась противъ престола и отечества.* ,4 —„Я очень опечаленъ положеніемъ дѣлъ но, повторяю, нисколько ни считаю се бя отвѣтственнымъ за это жестокое кровопролитіе/ Затѣмъ, по знаку сул тана, церемоніймейстеръ вынесъ на се ребряномъ блюдѣ ленту Османіе, иервой степени, съ орденскою звѣздою, и сул танъ велѣлъ тутъ же, при себѣ, возло жить на патріарха этотъ знакъ отличія. Патріархъ, тронутый, снова вознесъ мо литву и прибавилъ, что онъ смотритъ на это высокое отличіе, какъ на выра женіе благосклонныхъ чувствъ султана къ армянской націи. „Дарую вамъ этотъ орденъ,— сказалъ султанъ,—во вниманіе, какъ къ вашей собственной особѣ, такъ п къ представляемой вами націи, къ которой я питаю глубокое уваженіе/ — „Армяне постараются быть достойны ми поддаными вашего величества”. На этомъ окончилась аудіенція. Патрі архъ, по возвращеніи въ свою глав ную церковь въ Іѵумъ – Капу, совер шилъ торжественный молебенъ , въ сослуженін всего высшаго духовенства и со всею торжественностію, какая только возможна въ армянскихъ церк вахъ. Говора о султанѣ, патріархъ вы ражался такъ. „Невозможно соединять больше доброты, простоты обращенія, дружелюбія и скромности съ большимъ достоинствомъ. У султана ангельскій характеръ. Абдулъ-Азисъ, при пріемѣ патріарховъ, соблюдалъ норядокъ, тре бовавшій, чтобы онц падали ницъ, а потомъ цѣловали у него руки и ноги”. РАЗНЫЯ ИЗВѢСТІЯ. БРАЙГАМЪ ЮНГЪ. Телеграфъ из вѣстилъ недавво о смерти Брайгама Юнга. Пророкъ мормоновъ умеръ 16 го августа, въ городкѣ Соленое Озеро, отъ воспаленія легкихъ. Болѣзнь продолжа лась съ недѣлю. Брайгамъ Юнгъ родил ся въ Виттингамѣ, въ штатѣ Вермонтъ, 1-го іюня 1801 г. Онъ былъ сынъ зем ледѣльца. Около 1831 г. онъ вступилъ въ общество мормоновъ, пророкомъ ко торыхъ былъ въ то время Іосафъ Смитъ, основатель пхъ религіи. Сдѣлавшись въ 1835 г. однимъ изъ двѣнадцати апосто ловъ, потомъ президентомъ апостоловъ, онъ сталъ преемникомъ Смита, когда этотъ послѣдній былъ убитъ въ Науву. Брайгамъ Юнгъ убѣдилъ мормоновъ э- мигрировать въ .обѣтованную 8емлю“ до лины Соленаго Озера, гдѣ они основа ли въ 1847 г. свою колонію. Въ 1849 т. новый штатъ Дезеретъ тщетно тре бовалъ у копгреса допущенія въ число штатовъ американскаго союза. Конгресъ согласился лишь ва организацію этой страны въ территорію, подъ названіемъ Утаха, и Брайгамъ Юнгъ сдѣланч былъ ся губернаторомъ въ 1850 году. Но въ 1857 году былъ назначенъ дру гой губернаторъ, который не былъ мормономъ. Открытіе желѣзной дороги привело многихъ охотниковъ въ мормон скій городъ. Составилась либеральная , партія, которая возстала противъ рели гіозной власти пророка, и въ церквв ! всцыхнула схизма. Еретики осуждали многоженство. Маогіе изъ нихъ были у- ! биты. Кризисъ вспыхнулъ въ 1871 г. и правительство послало войска, которыя утвердили въ Утахѣ власть федеральнаго : правительства. Съ этой минуты, мормон- I ское государство уже перестало сущест вовать. Вскорѣ само многоженство, одно изъ основныхъ учрежденій мормонизма, подверглось нападкзмъ. Брайгамъ Юнгъ имѣлъ множество женъ, въ числѣ кото рыхъ были и такъ-называемыя „духовныя жены/ Въ 1874 г. его пятнадцатая же на бросила его, испрашивала развода у америкапскаго суда и получила его. Судъ ириговорилъ пророка, обладавшаго милліонами, къ уплатѣ своей пятнадцатой женѣ 3,000 долларовъ за веденіе процесса и ежемѣсячной субсидіи въ 900 долла ровъ. Затѣмъ Брайгамъ Юнгъ былъ за мѣшанъ въ дѣло объ избіеніи каравана, который былъ уничтоженъ мормонами будто бы но приказанію пророка и съ цѣлью отогнать эмиграптовъ въ Ка лифорнію съ дороги, пролегающей вбли зи Соленвго Озера. Двое изъ обвиняе мыхъ были осуждены, изъ нихъ одинъ къ смертной казни, но Брайгамъ Юнгъ былъ оправданъ. Предвидя паденіе своей религіи, неизбЬжное подъ властію Сое- динепыхъ Штатовъ, опъ имѣлъ намѣре ніе неревести свою церковь на Сандви чевы острова, но въ этомъ ему помѣ шали. Календарь. 29 августа (10 сентября в. с.)—Понедѣлъ- вввъ. Уеѣкновеліе главы Іоанна Предтечи. День неприсутственный. 3J августа i l l сентября в. с.)—Вторникъ. Перенесеніе кощей благовѣра, князя Алексан дра Невскаго. День неприсутственный. Время прихода и отхода желѣзнодорож ныхъ поѣздовъ. . ‘ ~ | Скорый. Почтовый. Приходятъ ВЪ ! Харьковъ: і Изъ Курска . 2 ч. 49 н. дня 11 ч. 37 м. веч. — Таганрога . 2 ч. 29 и. — 7 ч. 24 м. утр. — Полтавы .ІЗ ч. 52 и. – в ч. 4 м. утр j Отходятъ изъ Харькова: Въ Курскъ . .4 ч. 34 к. дня 8 ч. 14 м. утр. — Таганрогъ . 4 ч. 24 м. — 12 ч. 62 м. ноч. — Полтаву . .3 ч. 14 м. — 1 ч. 14 ч. ноч. Р ідакторъ И. УСТИНОВЪ. ОБЪЯВЛЕНІЯ. Съ 1873 года Бельгійскій машинъ, ХАРЬКОВСКІЙ торговы й ДОМЪ производитъ продажу БѢЛЬЯ собств. издѣлій и вязаннаго издѣлія пн рижской чулочиой мануфактуры; заказы исполняют ся добросовѣстнымъ выполненіемъ. Магазинъ помѣщается на Николаевской площади, у церкви Николая, въ домѣ Сергѣева. (Ml5иЗ)4660 3—2 ПРОДАЕТСЯ имѣніе харьковскаго уѣв, въ 30 вер. . тъ г. Харькова, въ 12 отъ станція Любо- тнна полтавской жел. дор. зеилн въ янініи око ло 200 дес. въ томъ числѣ 30 дес. лугу и 47 дес. хворостяного лѣсу; при нмѣі ія находится хорошо устроенная усадьба со всѣми хозяйствен ными постройками, большой фруктовый садъ, рѣ ка, мельница вѣтряная и шинокъ, продаются также хорошо внѣзжаниве лошадн, разная ти ражъ, кучерекая одежда, а также экипажи, ка рета парижской работы, тюльбери, крытый та рантасъ, зимній вовокъ, городской козырекъ, брнч- ка и тр стога сѣна; объ условіяхъ угнать у владі лнцы, жительствующей въ собственномъ н- мѣпін, въ деревнѣ Ерошовкѣ, близь слободы Оль- шапой. (.МП) 1650 3- 2 ОТДАЕТСЯ КВАРТИРА но Кдочковской ул. въ дворѣ купца Павлова No 15. флигель о 4хъ комнатахъ, кухвею, погребомъ п дровинкомъ. __ ____________________________ (£2)4652 2—2 КОНКУРСНОЕ УПРАВЛЕНІЕ по дѣдамъ несостоятельнаго должника ВАСИЛІЯ ИВА НОВИЧА БОГОМОЛОВА переведено на Садо вую улицу, домъ Аперивой; засѣданія ежене дѣльно по четвергамъ. (£4)4655 3—2 ПРИСЯЖНЫЙ ПОВѢРЕННЫЙ Іосафъ Андреевичъ СТОЙКИНЪ квартируетъ на Садовой улицѣ, домъ Апариной. Принимаетъ по дѣламъ отъ 9 — 11 часовъ утра и отъ 5—7 вечера. (£5)4656 3—2 КВАРТИРЫ отдаются на Чеботарской улицѣ, второй д. за садомъ Ливадія No 36. (£3)4687 3—2 Съ 1-го сентября 1877 г. конторп Россійскаго Общества Страхованія и транспортирова нія кладей будетъ переведепа на университетскую улицу въ домъ СУРИКОВА JVs 20, иротивъ П етербургско й гости ницы. Агентъ ф. Ц. 1116 В ѣ. (Л?1 биЗ)4496 10— 8J6