ММІІЪ» ПРИБАВЛЕНІЯ К Ъ ХА РЬК О ВС К И М Ъ ГУ Б Е РН С К И М Ъ ВѢДОМ О СТЯМ Ъ. Выходахъ по ііонедълышкамъ , С редамъ и П ятницамъ . (ГОДЪ пятый). No 72 с 1“ Е Д А. 24-е Іюля 186 *. Подписная цѣна на Прибавленія: Безъ доставки и Съ доставкою пересылки. и пересылкою. За годъ 2 р. 2р. 50к. с. — полгода 1 р.25к. Ір.бО к. с. На Губернскія Вѣдомости: Безъ переплета . . . 3 р. сер. Въ переплетѣ. . . • 3 р. 83 к. За доставку на домъ или пе ресылку по почтѣ въ годъ 50 к. Подписавшіеся на оба изданія платятъ за пересылку или до ставку только 50 коп. сереб. Подписка принимается въ Кон торѣ Редакціи, въ нижнемъ эта жѣ дома Губернскихъ Присут ственныхъ мѣстъ. Частныя объявленія принима ются за букву и цифру по % коп. сер. за каждый разъ. С татьи для напечатанія и вообще всякаго рода извѣстія просятъ присылать на имя Р едактора . СОДЕРЖ АНІЕ: Описаніе устройства и достонримѣчательностей Царице-Александровской церкви.— Нѣсколь ко словъ о народиомъ образованіи. — .— Частныя объявленія.— ОПИСАНІЕ устройства и достонримѣчательностей Ц арн це – А лек – сандровскон ц еркв и , харьков . г у б е р . изюмск . у ѣ з . , с. Б огодарова , ПОСТРОЕННОЙ коллежскимъ ассесо – ромъ помѣщикомъ И ваномъ П етровичемъ П лещ ее в ы м ъ . Въ Л” 52 н г. «Приб. къ хар. вѣд.», бы ла номѣщена моя статья йодъ заглавіемъ:’ «Празд никъ Св. Тройцы». Замѣчу, что статья наиисана мною въ то вре мя. когда я только что пріѣхалъ въ Елканку и, какъ говорится, не усиѣ.гь осмотрѣться. Когда-же я осмотрѣлся, то увидѣлъ, что церковь выстроена не въ Елканкѣ, какъ я тамъ написалъ, ‘а въ с. Богодаронѣ, г. Плещеева, которое только примы каетъ къ Елканкѣ, такъ что дома помѣщиковъ гг. Фидлера и Плещеева стоятъ въ рядъ, огорожены однимъ почти заплотомъ и раздѣляются только ка навою, прокопанною между ихъ садами. Эту оговорку я считалъ необходимою, чтобъ чита тели не подумали, что тамъ находятся двѣ церкви и въ Елканкѣ и въ Богодаровѣ. Въ гой статьѣ я коснулся службы въ церкви, которую считаю, гакъ сказать, близкою къ идеалу, а самую церковь идеальною. И такъ я ограничился тамъ нѣсколькими чертами, которыя мнѣ бросились въ глаза; теперь же я ноговорю систематичнѣе объ устройствѣ и достопримечательностяхъ этой церкви. Наружность этого храма весьма красива; но о- собеннаго вниманія заслуживаетъ его внутренняя отдѣлка. Иконостасъ устроенъ Тарабринымъ, хотя и на возвышеніи, но онъ далеко не касается потол ка, и потому надъ нимъ въ верху сдѣлана драпи ровка изъ малиноваго полубархата съ золотыми ки стями, въ полномъ смыслѣ изящно. Драпировка эта сдѣлана съ слѣдующею цѣлію: на овальномъ потол кѣ олтаря нарисованъ образъ воскресшаго Спасите ля, такъ-что онъ видѣнъ всѣмъ присутствующимъ въ церкви; но во все время Великаго поста драпи ровка опускается и уже никто не видитъ этотъ образъ до самой заутрени свѣтлаго воскресенія, во время которой, когда всѣ молящіеся выйдутъ съ хо- ,ругвами и иконами для обхожденія церкви, и двери за- творются,— въ то время олтарь и вся церковь освѣ щаются множествомъ свѣчъ и лампъ, а драпировка раздергивается Фестонами, и ио окончаніи троекрат наго обхожденія церкви, когда священникъ, предъ закрытыми церковными дверьми, провозгласитъ: «Христосъ воскресе»! а находящаяся вблизи церкви пушка выстрѣлитъ и тѣмъ подастъ вѣсть воскре сенія находящимся въ домахъ,— двери въ церковь отворяются и народъ входя въ храмъ бываетъ ио- раженъ, въ яркомъ свѣтѣ, изображеніемъ воскрес шаго Христа, и тутъ-то христіане съ радостію по клоняются ему и съ особеннымъ чувствомъ благо говѣнія выслушиваютъ заутреню. Гдѣ вы найдете, что-нибудь похожее на этѵ,— наполняющую души всѣхъ присутствующихъ внезап ною радостію,— картину? Мѣстныя иконы нисаны извѣстнымъ академикомъ Майковымъ и пожертвованы во храмъ помѣщикомъ Василіемъ Григорьевичемъ Фидлеромъ. Большой запрестольный образъ, изображающій Спасителя, сѣдящаго на облакахъ и благословляющаго міръ, кисти также извѣстнаго академика Е. Плюшара, оконченный имъ 3-го мая 4848 года, и бывшей на выставкѣ въ Петербургѣ; а потому и тенерь числится по еиискамъ академіи, что этотъ образъ находится въ церкви г. Плещеева, что видно изъ отчета академіи художествъ, напечатаинаго въ С .- петербургскихъ вѣдомостяхъ, 1849 года подъ Л» 232. На этотъ образъ обращаются взоры всѣхъ, и каждаго привлекаетъ истинно божественный ликъ Спасителя. Въ олтарѣ какъ зеркало сіяетъ престолъ, на которомъ одежда накладнаго серебра, украшенная разноцвѣтными каменьями. Вся церковная утварь московскаго заказа: всѣ принадлежности къ престо лу и жертвеннику работы Сазикова; паникадило, украшенное цвѣтными камнями,— Полтавцева, ли тые тяжелые подсвѣчники,— Микарухина. По всего разительнѣе помѣщеніе надъ царскими вратами изображеніе двухъ ангеловъ, искусно вы рѣзанныхъ въ Москвѣ изъ дерева, которые держатъ въ рукахъ икону Владимірской Богоматери. Эту икону, когда нужно для молитвы, ангелы спускаютъ, какъ будто сами и она останавливается предъ црестоломъ посрединѣ царскихъ вратъ, а вмѣсто ее остается только одно сіяніе, посрединѣ котораго ясно видны четыре буквы: М. Р. 0 . У . они изображаютъ съ греческаго: «Матерь Божія». Замѣчу, что невидно никакихъ веревокъ, на ко торыхъ она спускается, ибо они искусно помѣщены въ двухъ колонахъ иконостаса, которыя раство ряются внутри алтаря. Это невидимое опущеніе иконы, придерживаемой единственно только ангелами н производитъ необык новенный эффектъ. Въ нѣкоторыхъ монастыряхъ также сдѣланы та кія иконы, но нигдѣ они такъ божественно-таин ственно не спускаются, какъ тутъ. Я слышалъ отъ богомольцевъ, что въ кіевонечерскрй лаврѣ спуска ютъ икону на цѣпяхъ, которыя видны присутствую щимъ— и это не наполняетъ душу особеннымъ чув ствомъ; въ Святыхъ горахъ и въ Куряжскомъ мо настырѣ (въ 40 верстахъ отъ Харькова) икона спу скается на полотняномъ амаФорѣ, что также не производитъ надлежащаго благоговѣнія. Въ доказательство того, что въ с. Богидаровѣ хорошо устроено помѣщеніе и спускъ иконы,— слу житъ то, что многія церкви уже брали примѣръ и украшали у себя царскія врата точно также, какъ и въ онисываемой мною церкви. Первое основаніе этой иконѣ было положено по койной женой г. Плещеева, которая собственными трудами заработала для нее 40 руб. 38 кои. сер. Когда постройка храма была окончена, то уже п икона была готова. Предъ освященіемъ храма, 24 августа 4849 го да, но утру, означенная икона была освящена пре освященнымъ Филаретомъ, въ домѣ строителя. Бла- гослонлян ею дѣтей своихъ, а въ лицѣ ихъ и весь родъ свой, г. Плещеевъ сказалъ, между прочимъ, слѣдующее: «Дѣти мои, все, что а оставляю вамъ но себѣ, «бревно и неирочно Но эта икона, которою я, п «невидимо здѣсь присутствующая покойная мать ва- «ша, васъ благословляемъ, есть и будетъ для всѣхъ «ваеъ и чадъ вашихъ, неоцѣненнымъ сокровищемъ. «Храните, чтите, молитесь ей; ибо въ неіі заклю- «чается все ваше и потомства вашего счастіе». Послѣ того, въ сопровожденіи владыки и духовенства самъ строитель отнесъ икону въ церковь п поставилъ ее въ руки ангеловъ. Непонятная вещь случилась съ этой иконой при ,освященіи храма, именно въ ту самую минуту, какъ ангелы начали поднимать икону юрѣ , архіерейскіе пѣвчіе, непрестанно иѣвшіе въ продолженіе шествія, отъ дому г. Плещеева до церкви, разныя божествен ныя пѣсни, безъ приготовленія, безъ всякаго осо баго намѣренія, возгласили слѣдующія слова: «Ан- «гелы видѣвше удивишася, како Дѣва восходитъ отъ «земли на небо». Все духовенство ц присутствующіе были пораже ны этой нечаянностію ц преосвященный приказалъ записать этотъ случаи въ свой дневникъ. Къ обратной сторонѣ иконы привинчена метали- ческая доска, на которой находится надпись н а проставляю читателямъ главное изъ нее извлеченіе. « __ Вѣдайте же дѣти и потомки мои, что изъ «всего мною вамъ оставленнаго состоянія, эта икона, t благословеніе ваше, есть для всѣхъ васъ неоцѣ- «ненное сокровище, въ ией-бо заключается все ва- «ше счастіе, ибо кто изъ васъ сь теплою вѣрою «будетъ прибѣгать къ иеіі, тотъ въ счастіи ощутитъ «истинное счастіе, въ несчастій обрящеть утѣшеніе, «а въ бѣдности получитъ помощь и покровительство! «и да не дерзиетъ никто изъ васъ взять ее изъ «храма или обмѣнить на другую, а только дозво- «ляется потомству моему, буде пожелаетъ, выно- «сить ее па малое время въ домъ свой для молит- «вы или для благословленія дѣтей своихъ; но и то «съ благоговѣніемъ, пѣшкомъ, съ открытыми голо- «вамп ц съ двумя зажженными Фонарями; по испол- «неніи желаемаго, тотчасъ обязаны отнести ее съ «такпмъ-же благоговѣніемъ во храмъ Божій п по- «ставить на мѣсто, мною ей назначенное. Въ случаѣ- «же, по неисповѣдимому Божіему предопредѣленію, «св. церковь въ с. Богодаровѣ будетъ вовсе упразд- «нена, тогда только старшій изъ рода моего ІІле- «щеевыхъ можетъ получитъ икону и землю а вы- «полнить все то, что въ актѣ на предметъ сей сказано.. і .». Иконѣ этой принадлежатъ въ собственность: а) Триста десятинъ годной земли, доходъ съ ко торой назначенъ на то, чтобы: 1) когда церковь обвѣшаетъ, выстроить иовую и 2) въ нуждахъ ц бѣдности помогать всѣмъ церковнослужителямъ п ихъ безпріютнымъ вдовамъ и сиротамъ. По надо замѣтить, что земля и доходъ съ нее, по завѣщанію строителя, находятся въ полномъ рас поряженіи попечителя церкви и отъ него зависитъ наградить духовенство, если оно того заслуживаетъ, или лишить всякаго вспомоществованія, если и эту мѣру найдетъ выгодной для исправленія. б) Вся земля йодъ домами и усадьбою церковно служителей, такъ что никто изъ владѣльцевъ не вправѣ этою землею и усадьбою воспользоваться. в) Библіотека разныхъ книгъ для чтенія прихо жанъ. Эта церковная библіотека довольно богата, разнообразна и даже заключаетъ рѣдкія сочиненія и рукописи, а потому и интересна. Въ ней находится много богословскихъ, истори ческихъ, юридическихъ и литературныхъ книгъ, а что главное:— въ ней есть рукописи XVII столѣтія; а намѣренъ раздѣлить ее на пять отдѣловъ п пред ставить на усмотрѣніе публики въ каждомъ отдѣлѣ, по моему мнѣнію рѣдкія и достойныя замѣчанія, или наконецъ просто тѣ книги, которыя необходимо должна имѣть всякая порядочная библіотека. рукописный отдѣлъ : 1 ) Синоксарь, или краткое описаніе славянскаго народа и князей города Б’іева, писанный въ 4 617 г. 2) Описаніе печальной процессіи, утвержденной султаномъ Магометомъ I ll-мъ, по случаю побѣды одержанной надъ турками. 3) Синеокъ вещамъ присланнымъ игъ султана къ россійскому двору и чѣмъ дарилъ русскихъ король шведскій. богословскій отдѣлъ : 1) Лимоварь, сирѣчь цвѣтникъ духовный, состав ленный іеромонахомъ Іоанномъ въ лѣто отъ Р. X. (iOU-e, а въ Россіи въ иервый разъ напечатанъ въ 1028 г., въ Кіевѣ. 2) Розыскъ митрополита Димитрія о раскольни кахъ, Москв. Л7і)о. 3) Бііблейско-біограФііческій словарь 1843 г. Кромѣ того находятся слова и рѣчи: Филарета митрополита, Филарета бывшаго архіепископа харьк., Макарія архіепискона харьковскаго, 1. Леванды, Иннокентія, Путятина, священника этой церкви М. Наумова два слова: одно на текстъ: «Все упованіе мое на тя возлагаю, Матп Божія, «сохрани мя подъ кровомъ твоимъ», а другое на текстъ: «Помилуй мя Боже, Помилуй мя». Ничто ие можетъ сравниться съ этимъ словомъ ,на послѣдній текстъ. Авторъ взялъ человѣка съ са маго рожденія и показалъ ему юность, мужество, старость, потомъ время, когда онъ ляжетъ на одръ болѣзни, далѣе смерть и, наконецъ, всеобщее во скресеніе; авторъ показалъ, что во всѣхъ этихъ степеняхъ, проходимыхъ каждымъ изъ насъ, мы долж ны обращаться къ Творцу Небесному и просить его дозволить намъ возопить ему: «Помилуй мя Боже, Помилуй мя». Это слово такъ хорошо, что я за него приношу искреннюю благодарность священнику М. Наумову и желалъ-бы почаще слышать и читать такія слова и другихъ священниковъ Россіи! Въ библіотекѣ также много новѣйшихъ книгъ бо гословскаго содержанія ц г. Плещеевъ выписываетъ для нее духовный журналъ «Странникъ». историческій отдѣлъ : 1) С кифскйя исторія въ 3-хъ томахъ, нзд. 1787 г .,— а собрана она Лизловымъ въ 1092 г. 2) Древняя Россійская вивліооика 1774 г. Исторія разоренія Трои. 1817 г. Кромѣ того есть списки съ высочайшихъ писемъ: Петра I—го (20 окг 1715 г.); Екатерины П-й (21 окт. 1764 г.); Павла 1-го (11 ноября 1774 г.). Я, кажется, не ошибусь, если иричнсліо къ ис торическому отдѣлу замѣчательную, ио моему мнѣ нію, вещь:— листокъ иисчеіі бумаги изъ канцеляріи Наполеона, доставшійся донскимъ казакамъ въ 1812 г. юридическій отдѣлъ : 1) Рукописные законы до Петра 1 -го. 2) Духовный регламентъ Петра 1-го. 3) Грамота дворянству Екатерины 11 й. 4) Ііпсцевый наказъ Екатерины 11-й. 5) Законъ о родствѣ и бракахъ въ 1817 г. литературный отдѣлъ : 1) Обзоръ русской духовной литературы. 2) Энцикл. лекс. Плюшара и нынѣ издаваемый лексиконъ. Кромѣ того нѣсколько другихъ книгъ свѣтскихъ и духовныхъ авторовъ. Вотъ и вся сельская библіотека, кажется она вполнѣ, не только удовлетворяетъ, но и превышаетъ потребности сельскихъ прихожанъ. г) Коллекція русскихъ и иностранныхъ монетъ и медалей состоящихъ изъ золотыхъ, серебрянныхъ бронзовыхъ и мѣдныхъ Эту коллекцію можно раздѣлить на 4 отдѣла: 1) Бумажныя деньги; 2) большія медали бе.іъ ушковъ въ намять разныхъ энохъ на руси; 3) ме дали съ ушками въ намять войнъ съ разными на родами, и, наконецъ, 4) разныя русскія деньги, относящіяся больше къ началу XVIII столѣтія, есть и древнѣе, и иностранные монеты всевозможныхъ временъ и государствъ. Есть четыре монеты, гакъ древни, что ихъ пре освященный Макарій принимаетъ за тѣ, которыя были до 1*. X. Бумажныя деньги 1814 г. и позднѣе до введе нія нынѣшнихъ кредитныхъ билетовъ. Вообще этотъ кабинетъ весьма интересенъ, и цѣнность его, собственно считая металъ, будетъ не менѣе 30U р. с. д) 30 сребренниковъ— конія съ тѣхъ, за которыя Іуда продалъ Спасителя. Сребрепппки эти сдѣланы въ Москвѣ, во время пребыванія тамъ г. Плещее ва, съ подлинника хранящагося въ церкви Успенія въ печатникахъ на престолѣ въ гробницѣ. Надпись переведена въ Москвѣ священникомъ той-же церкви профессоромъ еврейскаго яз. въ духовной академіи Іоанномъ Кунаевымъ,— и подтверждена г. Бахмута (екат. губ.) ученымъ еврейскимъ раввиномъ Исаа комъ Аптекманомъ. Надпись слѣдующаго рода: Изъясненіе ЕВРЕЙСКИХЪ СЛОВЪ И ЗНАКОВЪ СРЕБРЕННИКОВЪ, ЗА КО ТОРЫЕ іуда продалъ Х риста , сторона гдѣ дерево : надпись по еврейски: «Гакъ-дуйсе Ерусалимъ» т. е. святой Іерусалимъ. Древо означаетъ жезлъ Аарона, произрастившій въ одну ночь въ скиніи: вѣтвь, цвѣтъ и плодъ. сторона гдѣ чаша : надпись по еврейски: «сикль исруэль» т. е. моне та израильская. Чаша-же означаетъ стамну (т. е. вазу) златую съ манною, которая у израильскаго народа храни лась также, какъ и жезлъ Аарона, въ скиніи сви- дѣнія, т. е. во хр;;мѣ. Это, мнѣ кажется, довольно ясное объясненіе надписи. е) Снимокъ съ копіи, которымъ было пронзено ребро Спасителя. Это копія съ того копья, которое хранится въэч- ,міадзинско.чъ монастырѣ; она пріобрѣтена г. Пле щеевымъ случайно: въ 1854 г. одинъ почтенный генералъ-лейтенантъ, пользуясь расположеніемъ та мошняго патріарха, съ разрѣшенія его, снялъ копію съ эчміадзинскаго копья и прислалъ г. Плещееву. ж) Модели трехъ камней: одного, на которомъ сидѣлъ Спаситель, когда на его надѣвали терновый вѣнецъ; другаго, который былъ приваленъ ко гробу Спасителя, и третьяго, на которомъ Авраамъ хо тѣлъ принести въ жертву Исаака. II еще находится модель иозорнаго столба, съ нарисованными цѣпями и мѣстомъ, гдѣ Спаситель сидѣлъ привязанный и гдѣ были вставлены Его божественныя ноги. Раз мѣръ всѣхъ четырехъ моделей снятъ въ новомъ Іе русалимѣ, близь Москвы. з) Серебрянный ковшъ, вѣсомъ болѣе 3-хъ Фун товъ, который былъ подаренъ императрицею Елиза ветою одному изъ дальнихъ родственниковъ г. Пле щеева. Вотъ всѣ богатства и рѣдкости принадлежащія иконѣ. Кромѣ того, въ церкви находится письменный актъ, засвидѣтельствованный но закону, который из лагаетъ наставленіе ноиечителю храма и священни ку п правила о соблюденіи нѣкоторыхъ обычаевъ въ церкви, принятыхъ строителемъ, о которыхъ я ни же скажу. Въ этомъ актѣ, между прочимъ, сказано: «И ді вѣдаютъ впослѣдствіи времени облагодѣтельствован- иые люди, что помощь эту получаютъ онп не отъ рукъ человѣческихъ, но отъ щедротъ н милостей Божіей Матери, Покровительницы храма и потомства моего, ибо всѣ распоряженія моп, какъ бреннаго человѣка на столь дальнѣйшее время безъ воли Бо жіей существовать не могутъ». Изъ однихъ этихъ словъ можно заключить, что строителемъ, при составленіи сего акта, руководила десница Божія. Теперь я уномяну н о правилахъ, установлен ныхъ строителемъ для вѣчнаго соблюденія въ его церкви; они слѣдукшця: 1) Во время пѣнія «Отче нашъ» становиться на колѣни, 2) Съ кошельками и ящиками но церкви не хо дить, а стоять съ ними у первыхъ дверей при вхо дѣ въ церковь. 3) Матерей съ плачущими дѣтьми въ церковь не пускать, а дозволять вносить, когда священникъ вый детъ со св. дарами; также сильно кашляющихъ, харкающихъ и стучащихъ ногами просить ускром- нигься или выйти изъ церкви. 4) Въ церкви, не смотря ни на какое лице, не- дозволнть разговаривать и обращаться спиною къ олтарю— такъ и законъ повелѣваетъ. 5) Во время чтенія св. Евангелія и пѣнія «Иже херувимы», на возвышеніи не ставить свѣчей и не нарушать ничѣмъ инымъ тишины во храмѣ. В) Пищимъ въ церкви и предѣлахъ просить ми лостыню— не дозволять; а торгующихъ хлѣбомъ и нроч. и въ ограду не допускать. и 7) Во время ярмарокъ ближе 10 саженъ къ церк. оградѣ балагановъ не строить ч возамъ не стоять. Вотъ и всѣ правила, изъ которыхъ видно, какъ г. Плещеевъ заботится, что-бы желающихъ молить ся ничто не стѣсняло. Нельзя не упомянуть, что г. Плещеевъ выстро илъ предѣлъ съ правой стороны, нарочно для по мѣщенія въ немъ св. плащаницы. Посрединѣ предѣла г. Плещеевъ устроилъ родъ часовни, съ золотыми, очень красивыми колоннами, среди которой и поставлена св. плащаница. Кромѣ того въ этомъ предѣлѣ сдѣланъ иконостасъ съ изображеніемъ слѣдующихъ иконъ: 1) Взятіе Спа сителя въ Вертоградѣ; 2) Спаситель на судѣ у Пилата; 3) Мученіе Спасителя; 4) Изображеніе сѣ- дящаго на камнѣ Сиасителн, Которому надѣваютъ терновый вѣнецъ; о) Несеніе креста Спасителя, и В) Снятіе со креста. Все это, по истинѣ прекрасное іі наполняющее душу благоговѣніемъ, привлекаетъ много богомоль цевъ, такъ что ироходя въ сосѣдствѣ с. Богодаро- ва въ св. горы (монастырь подъ покровительствомъ княгини Потемкиной) многіе заходятъ напередъ по молиться въ Богодарово. (*) Замѣчу еще, что на церковной колокольнѣ нахо- (*) Замѣчу, что при церкви находится хоръ пѣв чихъ, состоящій изъ 10 человѣкъ, и содержащихся на счетъ г. Плещеева, между которыми особенно замѣчателенъ сильный басъ н 2 дисконта и альтъ. ,дятся оашеяные часы, которые бьютъ сами и тѣмъ даютъ зпать жителямъ время днемъ и ночью. Обозрѣвши все это, я долженъ сказать, что такъ хорошо устроенной церкви я еще не видалъ, хотя и знаю много богатыхъ храмовъ. И я не могу не согласиться съ преосвященнымъ Филаретомъ, который, по освященіи храма сказалъ въ своемъ словѣ: «Сей храмъ созданъ не по нри- мѣру другихъ, а для примѣра другимъ». Кромѣ храма я еще былъ въ часовнѣ построен ной надъ могилой покойной жены г. Плещеева, гдѣ видѣлъ черную доску поставленную на томъ мѣстѣ, гдѣ самъ г. Плещеевъ назначилъ для себя могилу, въ случаѣ его смерти. Кромѣ того тамъ на мѣдной доскѣ прочелъ слѣдующую надпись: «Завѣтъ иотомству моему Плещеевымъ. «На могплѣ вашихъ родителей, вашихъ предковъ, прекращайте и забывайте всѣ ссоры и непріятности, какія случатся между вами, п до тѣхъ поръ несхо дна е съ могилы сей, пока сердца ваши ненаполият- са братскою любовью и миромъ». Эта простая, ие мудрая заповѣдь мнѣ весьма по нравилась н я счелъ не лишнимъ передать ее чи тателямъ. Кстати упомяну, что но построеніи храма г. Плещеевъ сейчасъ-же попросилъ разрѣшенія у на чальства на утвержденіе въ своемъ селѣ двухъ яр марокъ— для обогащенія, какъ крестьянъ, такъ и церкви; ему эго было разрѣшено и вскорѣ въ «Хары:, вѣд.» было напечатано слѣдующее: «1831 года августа 18 дня открыто въ с. Бо- годаровѣ, въ имѣніи помѣщика коллежскаго аесесо- ра Ивана Петровича Плещеева, двѣ въ году ярмар ки:— одна въ воскресенье на Оомнной недѣлѣ, а другая 1 октября, въ день Покрова Пресвятыя Бо городицы» . Предметы ярмарочнаго сбыта: лѣсъ, быки, коро вы, лошади, овцы, хлѣбъ, и т. и. На ярмаркахъ бываютъ слѣдующихъ губерній купцы: туль ской, орловской, московкой, с.-петерб., калужской, харьковской; уѣздовъ: екатеринбургскаго, серпухов скаго , славянскаго, обоянскаго, бѣлгородскаго, бер дянскаго, изюмскаго и ливинскаго. Выручка на проводской (въ воскр. Ѳ. недѣли) въ 1-й годъ была 23 т. р. с., а потомъ постепенно возвышалась и теперь доходитъ до 175 т.р. с. и болѣе. Пыручка па покровской (1 октября) въ 1-й годъ была 3 т. р. с., а потомъ дошла до 2о т. р. с , вообще эта ярмарка гораздо слабѣе первой. Вотъ все, что могло описать мое слабое перо о церкви и о всемъ, что сдѣлалъ для нее г. Пле щеевъ. Мнѣ не остается теперь ничего болѣе, какъ об ратиться къ г. Плещееву и сказать ему: «Да сохранитъ Господь тебя на многія лѣта п продолжитъ родъ твой во вся дни»! И ннокентій РазгильдъЕвъ. Б.ікаика. 24 іюня. НѢ СКО Л ЬКО СЛО ВЪ О НАРОДНОМЪ ОБРАЗОВАНІИ. (По поводу проекта положенія О НАРОДНЫХЪ учи лищ ахъ ). (Окончаніе), Г го смѣнилъ уставъ гимназій и училищъ, из данный въ 1828 году. Этотъ уставъ развилъ еще болѣе централизацію учебной части: съ изданіемъ положенія объ учебныхъ округахъ въ 1833 году низшія и среднія учебныя заведенія отошли отъ вѣ домства университетовъ и подчинены попечителямъ учебныхъ округовъ. По уставу 1828 года прави тельство принимало на себя всѣ расходы но уѣзд нымъ училищамъ; приходскія оставались на содержа ніи обществъ. Со времени дѣйствія этого устава многія учебныя заведенія стали отходить отъ вѣ домства министерства народнаго просвѣщенія и пе решли: сельскія училища въ селеніяхъ, населен ныхъ государственными крестьянами, въ вѣдомство министерства государственныхъ имуществъ; училища въ селахъ удѣльнаго вѣдомства— въ удѣльное вѣ домство и пр. Со времени введенія устава 1828 года, сельскія школы начали открываться чаще и чаще; сначала въ селеніяхъ государственныхъ крестьянъ и удѣль ,наго вѣдомства, изрѣдка въ помѣщичьихъ; а съ у- ничтоженіемъ крѣностнаго нрава— и въ бывшихъ помѣщичьихъ имѣніяхъ. Школы открывались или иниціативой правительства, или частными лицами, духовенствомъ и самими крестьянами. Виолнѣ упро ченными можно считать только послѣднія. Само произвольное открытіе ихъ показываетъ, что въ нихъ существовала въ краѣ потребность, и кресть янскія общества, открывъ ихъ, сами съумѣютъ и поддержать ихъ. Со многими изъ прочихъ школъ, открытыхъ не самими крестьянами, можетъ произой ти тоже, что произошло со школами, открытыми послѣ изданія устава 1804 года. Общества не под держатъ ихъ въ матеріальномъ отношеніи и онѣ за кроются, по невозможности дальнѣйшаго существо ванія. А потому пока еще нельзя радоваться бы строму развитію у насъ школъ въ послѣднее вре мя, ц считать существованіе ихъ на-всегда упро ченнымъ. Разумѣется, нельзя не благодарить тѣхъ людей, которые пожертвовали или время, или со стояніе свое на пользу народнаго образованія; слѣ дуетъ уважать ихъ благородныя усилія принести пользу своимъ братьямъ; но вмѣстѣ съ тѣмъ должно признаться, что усилія зти до тѣхъ поръ не достиг нутъ предположенной цѣли, пока тѣ, въ чью поль зу приносятся жертвы, не станутъ, въ свою оче редь, сочувствовать дѣлу и сами начнутъ приносить посильныя жертвы на свое образованіе. Мы не мо жемъ не сочувствовать духовенству въ его благихъ начинаніяхъ на пользу грамотности, но должны при знаться, что, къ несчастію, труды почтенныхъ па стырей могутъ пропасть даромъ, въ особенности если вспомнить, что начинанія-то эти явились не результатомъ личной воли открывающихъ школы (есть исключенія, но ихъ немного), а вслѣдствіе приказанія свыше. Епархіальные архиреи пожелали, чтобы священники открывали школы; тѣ не преко словили— и школъ явилось не мало. А извѣстно, что если своего желанія мало, п учитель учитъ только ради исполненія приказанія, то п нельзя о- жидать большаго успѣха. Школы открытыя духо венствомъ не остались безъ учениковъ; послѣдніе я- вплись частію вслѣдствіе внушеній своего ближайша го начальства, частію, разумѣется, н но собствен ному желанію. Система преподаванія въ этихъ шко лахъ, по большей части, рутинная (есть п отрад ныя исключенія): вдалбливанія грамоты. При этой системѣ, какъ извѣстно, дѣти, вынесшія науку, почти всегда выходятъ изъ школы потерявъ всякую любовь къ грамотѣ; муки, вытерпѣнныя ими, нри изученіи книжной премудрости, навсегда остаются въ памяти, и если судьба приводитъ ихъ самихъ стать учителями грамоты они всѣ свои былыя страданія вымѣщаютъ на несчастныхъ ученикахъ. Но что-же дѣлать! Давно уже доказана нелѣпость прежней дол бежной системы н теперь она вездѣ оставлена, и только у насъ имѣетъ еще много защитниковъ и преимущественнѣе предъ другими системами. «Не глупѣе насъ были наші^отцы, а выучнва.шсь-же они грамотѣ по прежней методѣ и выходили изъ нихъ люди»,— понѵгъ защитники долбни, и заведутъ затѣмъ всегдашнюю пѣснь отсталости и рутины. Намъ случалось читать оправданія священниковъ на обвиненія ихъ въ томъ, что они учатъ грамотѣ по старой, никуда негодной, системѣ. Многіе изъ нихъ оправдывались тѣмъ, что они не имѣютъ средствъ пріобрѣсти азбукъ новой системы; иные-же призна вались, что и сами не игінотъ понятія ни о какихъ новыхъ системахъ. На первое оправданіе можно от вѣтить, что азбуки, составленныя поповымъ, болѣе раціональнымъ системамъ обученія грамотѣ, стоятъ не дороже букварей, которыя тоже вѣдь нужно ку пить. Второе-же оправданіе болѣе чѣмъ странно: надо думать, что если кто берется за святое дѣло обученія, тотъ предварительно долженъ приготовить себя къ этому дѣлу. Какъ-же отговариваться не знаніемъ? Но какъ-бы тамъ ни было, а школы, открытыя духовенствомъ, существуютъ и имѣютъ у- чениконъ. И прекрасно! пускай открываетъ школу каждый, кто только пожелаетъ. Явятся ученики–и дѣло! Больше школъ, больше грамотныхъ— и боль ше свѣта. Лишь-бы учителя, при излишнемъ усер діи къ дѣлу, не попортили его, укрѣпивъ въ уче никахъ еще болѣе суевѣріе и предразсудки. Надо очень осторожно дѣйствовать на умъ ребенка, надо избѣгать всего, что питаетъ Фантазію и развиваетъ воображеніе; нужно дѣтей побольше занимать реаль ными предметами. Народъ нашъ мало сочувствуетъ школамъ откры тымъ духовенствомъ; о поддержкѣ обществами та- ,кихъ школъ въ матеріальномъ отношеніи почти не слышно. Вѣроятно, многіе изъ почтенныхъ сельскихъ обывателеіі на вопросъ: почему нѣкоторые изъ нихъ не посылаютъ своихъ дѣтей въ открытыя уже ду ховенствомъ школы, отвѣтятъ тоже, что на подоб ный вопросъ отвѣчалъ одинъ крестьянинъ въ слобо дѣ Красненькой, бирюченскаго уѣзда, воронежской губерніи: «Попы-то, правда, хлопочутъ, да намъ авто дѣло не совсѣмъ подходяще, потому, у попа и безъ ребятъ дѣла-то много. Первое— Божья служба, а второе: тамъ крестить, тамъ хоронить, тамъ при чащать; свое хозяйство— Мало-ли дѣловъ! Ну, ребятишки, бываетъ, посберугся, посидятъ, поси дятъ, да съ тѣмъ и домойІлбаловство одно! __ А намъ когда заводить школу такъ, настоящая чтобъ была». (Ворои. губ. вѣд;, No II). Малое сочувствіе народа къ школамъ открытымъ духовенствомъ не замедлило перейти въ неудоволь ствіе, наприм., въ кіевской губерніи, гдѣ духовен ствомъ открыто особенно много школъ. Крестьяне жаловались, что уже слишкомъ заботятся объ ихъ благѣ; они жаловались на отступленія духовенства отъ установленнаго иорядка, необходимаго для за конности приговоровъ. Духовенство жаловалось на крестьянъ. Губернское по крестьянскимъ дѣламъ присутствіе рѣшило споръ, предложивъ мировымъ посредникамъ распо.іаиіть общества къ пособію дѵховепству, а въ духовную консисторію отнеслось, прося внушить духовенству, чтобы оно въ дѣлѣ при говоровъ объ обезпеченіи школъ не употребляло средствъ, имѣющихъ видъ принужденія и не нару шало правилъ о созваніп сельскихъ сходовъ. Ясно, что крестьяне мало сочувствуютъ школамъ откры тымъ духовенствомъ, главное потому, что они не сами нхъ открыли и не сами расиоряжаются ими. Никакое постороннее внушеніе не убѣдитъ ихъ вы казать свое сочувствіе и обезпечить школы. При детъ время, и очень скоро, и они сами заведутъ училища п обезпечатъ пхъ какъ слѣдуетъ Крестья намъ надо еще оправиться отъ всѣхъ благъ крѣ- постнаго права. Пускай крестьянинъ освободится и отъ другой тяжелой зависимости— отъ злоупотреб леній земской полиціи; пускай начнетъ дѣйствовать Дозволено цензурою. Харьковъ, 23-го іюля 4863 г. И. д. Редактора П. Пузановъ. судъ црисяжныхъ— и тогда сельскія общества непре мѣнно откроютъ школы. Лииіь-бы поменьше было стѣсненій для открытія школъ и избавили ихъ отъ разныхъ инспекцій н ревизоровъ! Ничего такъ не боится крестьянинъ, какъ вмѣшательства въ его дѣ ла. Пусть училищное начальство ве вмѣшивается въ сельскія школы— и онѣ будутъ процвѣтать, и от кроются онѣ на всемъ простанствѣ Россіи. «2 1 СГ2’1іа»ВМ « Н»’ £» ій 2«. 3 No л і £ Ій. 1) Марія Гинзбургъ принимаетъ на кварти ру гимназистовъ въ домѣ Горбанева, б.гизъ пер вой гимназіи, возлѣ врачебной управы, (\00j-1. 9) На Кузнецкой улицѣ, противъ кузницъ отдается въ наемъ двухъ-этажныи домъ со службами и торговымъ погребомъ наслѣдниковъ Гладилиныхъ; объ условіяхъ найма можно уз нать отъ опекуновъ Евсѣя Павлова и Нико лая Коняева на торговой площади, въ винномъ погребѣ Павлова, подъ домомъ Чу.иичова. {2\0) — 1 . 3] Господа желающіе помѣ стить дѣтей, которыя посѣщаютъ гимназію, въ нѣмецкое семейство могутъ обратиться къ зубному врачу Ауману, на Сумской ули цѣ. ^124,1— 1 . 4) На Рыбной улицѣ отдается квартира въ домѣ Костюрина, о 13 комнатахъ, со службами, (66 )— 2