П Р И Б А В Л Е Н ІЯ К Ъ Х А Р Ь К О В С К И М Ъ Г У Б Е Р Н С К И М Ъ В Ѣ Д О М О С Т Я М Ъ . Выходятъ по П онедѣльникамъ , С редамъ и П ятницамъ . (год ь іви тз . зві No 74 С Р Е Д А , 31-е Іюля 1863 . Подписная цѣна на Прибавленія: Безъ доставки и Съ доставкою пересылки. и пересылкою. За годъ 2 р. 2 р . оОк. с. — полгода 1 р. 25 к. 1 р .6 0 к . с. На Губернскія Вѣдомости: Безъ переплета . . . 3 р. сер. Въ переплетѣ. . . . 3 р. 8 5 к. За доставку на домъ или пе ресылку но почтѣ въ годъ 50 к. Подписавшіеся на оба пздашя платятъ за пересылку или до ставку только 50 коп. сереб. Подписка принимается въ Кон торѣ Редакціи, въ нижнемъ эта жѣ дома Губернскихъ Присут ственныхъ мѣстъ. Частныя объявленія принима ются за букву и цифру ио % коп. сер. за каждый разъ. С татьи для напечатанія и вообще всякаго рода извѣстія просятъ присылать на имя Р едактора . С О Д Е Р Ж А Н ІЕ : Нѣсколько словъ о народномъ образованія.— Частныя объявленія.— Н Ѣ С К О Л Ь К О С Л О В Ъ О Н А РО Д Н О М Ъ О Б Р А З О В А Н ІИ . (По поводу проекта цоложешя о народныхъ учи лищахъ . (*) Вообще излишняя попечительность и надзоръ за преподаваніемъ въ первоначальныхъ школахъ много вредятъ дѣлу народнаго образованія. Многіе оправ дываютъ такое вмѣшательство цѣлями правитель ственными, желаніемъ иредуиредить вредъ, который могутъ нанести государству люди злонамѣренные и неблагонадежные. Ііо сирашнвается, какія-же вред ныя для государства идеи могутъ воспринять дѣт скіе умы крестьянскихъ мальчиковъ? Развѣ они мо гутъ понять то, что не сродно пхъ пониманію? Да наконецъ развѣ злонамѣренные люди пропагандиро- сать свои идеи пойдутъ въ первоначальныя школы? Онн найдутъ другую арену для свопхъ проповѣдей. (*) См . JVfiJNs 71 п 72 Приб. за н. г. Они будутъ искать своихъ адептовъ между людьми взрослыми. А между тѣмъ излишнее вмѣшательство, излишній контроль оттолкнетъ отъ дѣла преподава нія многихъ истинно-полезныхъ дѣятелей, потому что кому-же можетъ ионравиться чуждое вмѣ шательство въ такое дѣло, какъ преподаваніе. II если при системѣ вмѣшательства между мно жествомъ учителей, которые на преподаваніе смот рятъ какъ на казенную службу, «лишь бы только быть въ классѣ и не получить замѣчанія», и попа даются иногда свѣтлыя личности, хорошіе педагоги, то причину такого явленія надобно искать въ сцѣ пленіи многихъ постороннихъ обстоятельствъ, побу дившихъ такого педагога, вопреки убѣжденію, ос таться на своемъ мѣстѣ. Меньше стѣсненій uporpa- мами и ревизіями, меньше посторонняго надзора, увеличеніе матеріальнаго вознагражденія учителямъ за ихъ труды— и въ хорошихъ, преподавателяхъ не достатка не будетъ. У насъ безирестанно жалуются на недостатокъ учителей, безпрестанно повторяется Фраза: «гдѣ взять учителей для народа?» Въ отчаяніи, ыетав- ,шись изъ стороны бъ сторону, за поискали народ ныхъ учителей, нѣкоторые изъ нашихъ нублнцис- товъ пришли къ слѣдующему интересному выводу; «чего мы напрасно трудимся и ищемъ учителей для народа, когда они есть? Существуетъ у насъ въ селахъ сельское духовенство,— ему и поручить уче ніе народа грамотѣ». По вскорѣ партія, желающая предоставить священникамъ сельскія школы, распа лась па два лагеря. Пъ одномъ требовали, что-бы не только учителя были изъ духовнаго сословія, но что-бы вообще духовенство надзирало, безъ посто ронняго вмѣшательства, за первоначальными школа ми. Въ другомъ-же хотѣли, что-бы школы эти бы ли въ вѣдѣніи министерства народнаго просвѣщеніи. Мысль, отдать въ руки духовенства народное образованіе, далеко не новая; опа даже слишкомъ старая; она не одинъ уже разъ, къ несчастію че ловѣчества, приведена была въ исполненіе, Исторія католическихъ странъ, въ особенности Испаніи, по казываетъ, къ ка имъ грустнымъ результатамъ при водило руководительство духовенства народнымъ об разованіемъ. Въ Испаніи духовеіГстііо забрало все въ свои руки; народъ постоянно дѣлался все бѣднѣе п бѣднѣе; невѣжество его не уменьшалось, п даже, во времена особенно сильнаго вліянія духовенства, оно увеличивалось. Суевѣріе и предразсудки въ ис панскомъ народѣ до сихъ норъ развиты въ крайней сте пени. Совершенно другую картину представляетъ Италія настоящаго времени. Съ той поры, какъ народное образованіе освободилось изъ— подъ опеки духовен ства, пталшнскій народъ пошелъ впередъ быстрыми шагами; и въ послѣдніе годы его узнать трудно,— такъ онъ перемѣнился. Вообще чрезвычайно странна идея выбирать на родныхъ учителей исключительно изъ одного какого нибудь сословія. Не гораздо-ли ироще вопросъ— кому быть народными учителями— рѣшить такъ: школа открылась; положимъ, что существованіе ея обезпечено средствами общества. Не ясно- ли что общество п есть хозяинъ этой школы? Такъ пусть оно само заботится о выборѣ учителя п выбираетъ кого хочетъ. При такомъ ходѣ дѣлъ нѣтъ нужды стѣснять учителей ни дипломами, ни разными сви дѣтельствами, наир., о благонадежности, и друг., какъ эго дѣлалось у насъ до послѣдняго времени. Къ какимъ удивительнымъ результатамъ приводитъ часто страсть къ регламентаціи. Возьмемъ, нанрнм., хотя свидѣтельство о благонадежности. Кому неиз вѣстно какъ эластично понятіе о благонадежности. Сколько зла можетъ происходить при выдачѣ по добныхъ свидѣтельствъ! Сколько неиріягпостей мо жетъ вытерпѣть желающій получить свидѣтельство о благонадежности! II къ чему приводитъ принятіе такой стѣснительной мѣры? Многіе, истинно-чест ные люди, вслѣдствіе какихъ-нибудь личностей, подвергнутся оскорбленію и не получивъ патента въ благонадежности, будутъ занодозрѣны въ противномъ. А между тѣмъ неб.іагонамѣренпые люди, не взирая пи на какія свидѣтельства, будуть дѣлать свое дѣ ло. Ихъ ученіе будетъ совершаться въ тайнѣ. Па сколько тайное ученіе опаснѣе но своимъ послѣд ствіямъ явнаго, доказывать, кажется нечего. Народъ нашъ никогда но з а ‘в м гь себя противъ Грамотности; онъ желаетъ у ■ . ни только тогда, когда дѣло обученія не буд. і ; • наеми излишнею регламентаціей) и за нимъ .. о своА у избра нія для себя учителей 11, ннудигелыі.іа система Петра вызвала роііотъ. НооЩріііельлаа система, дѣйствующія со временъ Екатерины II, собственно для народнаго образованія принесла мало иользы. Излишнее стѣсненіе открытія частныхъ яжолъ п права преподаванія породило множество т иныхъ школъ п тайныхъ преподавателей. Все это показы ваетъ, что принудительныя системы, въ видѣ-ли личнаго обязательства каждаго учиться грамотѣ, въ видѣ-ля возложенія на общества непремѣннаго у с ловія имѣть свою школу, ни въ какомъ случаѣ, не могутъ быть у насъ примѣнены, въ особенности по тому, что самъ народъ ясно высказался за систему свободнаго обученія. Коммиееія, составлявшая ироэктъ новаго устава народныхъ училищъ, также пришла кт. заключенію о непримѣнимости у нясь принудительныхъ ено гемъ народнаго образованія. По ея мпѣнію, система свободнаго обученія для насъ сподручнѣе; тѣмъ не менѣе, самый уста ъ Не вполнѣ выдержанъ на нача лахъ свободнаго обученія; к ямпссія оговорилась, что только частію примѣняетъ атп начала къ наше му. Ояа предполагаетъ посредствомъ поощритель ныхъ мѣръ и даже пособія со стороны правитель- ,сіь<і, uiii ” ь къ дѣлу народнаго образованія дѣ – яіе.іыіСі оицчггвъ іі частныхъ .ш цъ. Но самой ПОЩЦрКи 1 . j мѣрой ВЪ ЭТОМЪ С.іу’іЭѢ бы .ю -бы от- c jid b i. сила енііі, какъ открывать школы, такъ и учиіь въ нихъ. При отсутствіи всякаго стѣсненія и общества, и часгі|ын лица не замедлили бы открыть въ разныхъ мѣстахъ не только первоначальныя шко лы, но также гимназіи п снеціа.іыіыя заведенія. Обратимся къ нрсэк’іу новаго но.і>жеиія Коммис сія, составлявшая его, задала себѣ задачу: дать у- чебиоіі части такое устройство, которое бы удов летворяло, съ одной стороны требованіямъ педаго гическимъ, а съ другой— соотвѣтствовала бы дѣй ствіи ельиымъ потребностямъ народа въ ученія, въ разныхъ мѣстностяхъ ь .-с ■ Л-‘я выполненія пер вой цѣли предполагается учрежденіе, непосредствен но министерствомъ народнаго просвѣщенія сообразно съ его средствами, нормальныхъ народныхъ учи лищъ, какъ мужскихъ, такъ н женскихъ, устроен ныхъ но всѣмъ правиламъ педагогіи. Впрочемъ, право открывать эти училища представлено п дру гимъ вѣдомствамъ, обществамъ п частнымъ лпцамъ. Курсъ ученія въ нормальныхъ училищахъ 3 года; предметы преподаванія: законъ Божій, русскій я – зыкъ, наглядное обученіе (необходимыя свѣдѣнія изъ естественныхъ паукъ, отечественной исторіи и географіи, черченіе п нача.іы.ыя и питія изъ геомет ріи), ариометика, иѣніе и гимнастики. Кромѣ этихъ предметовъ, разрѣшается прснедавапіе и другихъ, если по мѣстнымъ условіямъ это необходимо. Въ нормальныя училища принимаются дѣти всѣхъ со стояній безъ различія вѣроисповѣданій. Совмѣстное обученіе дѣте.і обоего иола допускается только въ случаяхъ крайней необходимости. Учителя нормаль наго училища должны получать педагогическое обра зованіе. Нормальныя училища содержатся или ис ключительно на счетъ министерства народнаго про свѣщенія, или на счетъ общества съ пособіемъ отъ министерства. Управляетъ нормальнымъ училищемъ одинъ изъ учителей его. Учрежденіе нормальныхъ училищъ, какъ образ цовыхъ для прочихъ народныхъ училищъ, вполнѣ раціонально. Они будутъ особенно полезны тѣмъ, что познакомятъ нашу публику съ нагляднымъ спо собомъ обученія, почтя совершенно у насъ неизвѣст нымъ. У насъ существуетъ очень не много заведе ній, гдѣ унотреоляется эта разумная система. Надо думать, что нормальныя школы, при такомъ устройствѣ, какое предполагаютъ дать имъ состави тели проекта, пе пройдутъ безъ слѣда и принесутъ посильную пользу народному образованію. Нельзя не пожалѣть только, что коммнсія не рѣшилась при нять мѣры, которая нмѣла-бы громадное вліяніе на развитіе нашего общества и привела-бы къ неисчи слимымъ результатамъ. Коммпсіи предстояло рѣшить вопросъ о совмѣстномъ обученіи обоихъ половъ. Она и рѣшила его, остаповнвшись на полдорогѣ и имѣя въ виду только одни денежные разсчеты. Она до пускаетъ въ нормальныхъ школахъ совмѣстное обу ченіе дѣтей обоего пола, но только въ случаяхъ крайней необходимости, т. е ., надо думать, тогда, когда не представится возможности имѣть отдѣль ныя школы для каждаго пола. Отчего-бы въ нор мальныхъ, и вообще во всѣхъ народныхъ школахъ, не допустить совмѣстнаго обученія обоихъ половъ и тѣмъ подготовить рѣшеніе вопроса о донущешп жен щинъ въ тѣ-ж е учебвыя заведенія, въ которыхъ у – чатся мужчины (*). Въ нашемъ обществѣ (да и не въ одномъ нашемъ) никакъ не могутъ еще срод ниться съ мыслію о необходимости равноправности женщины съ мужчиной. У пасъ до-нельзя перепу таны понятія о нравственности; боясь ея упадка, съ ужасомъ смотрятъ на допущеніе женщинъ въ универси теты . «ЛІожно-ли студентамъ и молодымъ дѣвуш камъ»,— говорятъ— «ежедневно быть вмѣстѣ— долго ли до грѣха». Такія сужденія принадлежатъ людямъ, которые привыкли видѣть женщину, воспитываемую иначе какъ мужчина. Они видѣли, что воспитаніе женщины основано на началахъ, совершенно проти воположныхъ тѣмъ, на которыхъ сами воспитыва лись н привыкли думать, что иного воспитанія жен щина и принять не можетъ. При совмѣстномъ обученіи обоихъ половъ съ самыхъ юныхъ лѣтъ, убѣжденіе это исчезнетъ. Ни для кого не бу детъ дико, если мальчикъ п дѣвочка, идя вмѣ стѣ въ низшихъ и даже среднихъ учебныхъ заве- (*) Въ сѣверо-американскихъ штатахъ совмѣстное обученіе допущено въ самыхъ широкихъ размѣрахъ и между тѣмъ нигдѣ женщины не пользуются та кимъ уваженіемъ, такимъ почетомъ, какъ въ сѣвер ной америкѣ. Ред. ,депіяхъ, встрѣтятся въ университетской аудиторіи. Почему бьі намъ, русскимъ, не рѣшить этого во проса, допустивъ женщину во всѣ тѣ учебныя за веденія, въ которыхъ учатся мужчины? Случай лег че придти къ такому рѣшенію, самъ дается въ ру ки. У насъ только начинается народное образованіе и ему легко еще устроіпься на началахъ совмѣст наго обученія обоихъ половъ. Разумѣется, лучше всего дать народу самому устроить дѣло своего о – бученія. Но если этого не могутъ сдѣлать, если считаютъ невозможнымъ обойтись безъ системы по ощреній, то нускай, но крайней мѣрѣ, это ноовіре- ніе употребятъ на развитіе грамотности между жен скимъ ноломъ. Женщина, по своей мягкой натурѣ, болѣе, чѣмъ мужчина, способна воспринять гуман ныя начала современной просвѣщенной жизни. Она внесетъ ихъ въ семью. А кому неизвѣстна груст ная, безотрадная картина нашей семейной жизни, въ особенности въ средѣ низшихъ классовъ. Мы не хо тимъ сказать, чго грамотная женщина, успѣвшая у- своить гуманный взглядъ на . і . изнь , тотчаеъ-же измѣ нитъ видъ общества. Ото случится, но разумѣется, не вдругъ слѣдующее поколѣніе увидитъ эту неремѣну. Совмѣстное обученіе въ школахъ обоихъ ноловъ будетъ много способствовать гуманизированію поня тій нашихъ низшихъ классовъ. Въ школѣ скорѣе, чѣмъ гдѣ либо, привьются понятія о равноправно сти обоихъ ноловь. Мальчики, замѣчая, что дѣвоч ки не отстаютъ отъ нихъ въ ученіи, а даже но болѣе развитой въ нихъ впечатлительности, легче понимаютъ объясненія учителя, привыкнутъ ихъ у- важать, и свое уваженіе внесутъ въ жизнь. А от сутствіе уваженія къ женщинѣ со стороны мужчи ны и есть главная причина ея часто беззащитнаго положенія въ семьѣ. Мы убѣждены, что близко то время, когда здравыя понятія насчетъ положенія женщины возьмутъ верхъ надъ предразсудками и ей будетъ отведено должное мѣсто въ обществѣ; надо не забывать еще, что мы же мужчины, требуемъ отъ женщины воспитанія дѣтей, между тѣмъ сами препятствуемъ ей ириготовигься къ этой великой обязанности. Въ средѣ лучшей части нашего обще ства уже давно раздался голосъ, что нора вывести женщину изъ положенія одэлиека и рабы. Тогда только она будетъ имѣть возможность восинтывать истинно-честныхъ и разумныхъ гражданъ. Есть еще одинъ пунктъ въ проектѣ положенія о нормальныхъ училищахъ, который не мѣшало-бы по ставить нѣсколько иначе при окончательной редакціи устава. Онъ относится и къ начальнымъ народнымъ училищамъ. Въ проектѣ сказано, что въ тѣхъ мѣст ностяхъ, гдѣ родной языкъ не есть языкъ велико россійскій, преподаваніе совершается вначалѣ на мѣстномъ нарѣчіи; но но мѣрѣ успѣховъ учащихся въ русскомъ языкѣ, должно постепенно переходить къ этому языку; там ъ -ж е, гдѣ родной языкъ не русскій, въ число учебныхъ предметовъ долженъ входить родной мѣстный языкъ. Составители устава слѣдующимъ образомъ объясняютъ побужденія, за ставившія ихъ придти къ необходимости ввести пре подаваніе мѣстнаго языка: «Ученье въ народныхъ школахъ», говорятъ онн, «должно имѣть цѣлію раз витіе учащихся посредствомъ религіознаго наставле нія и сообщенія свѣденій, необходимыхъ въ жизни. Можно-ли-же дѣйствовать успѣшно въ этомъ смыслѣ на дѣтей, если учитель будетъ съ самаго перваго дня вступленія въ школу говорить съ ними н за ставлять ихъ объясняться на языкѣ, для нпхъ мало понятномъ? Не будетъ-.ш такое ученіе чисто ме ханическимъ заучиваніемъ мало извѣстныхъ словъ н выраженіи, не развивающимъ, а нритуиляющимъ дѣтей и внушающимъ шіъ отвращеніе къ школѣ, что было-бы особенно вредно но причинамъ полити ческимъ въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ народная школа является представителемъ русскаго элемента и сред ствомъ русскаго вліянія». Но если необходимо, съ иерваго дня поступленія дѣтей въ школу, учить ихъ на мѣстномъ нарѣчіи, то не менѣе необходимо и дальнѣйшее преподаваніе вести на мѣстномъ языкѣ. Какъ-бы хорошо руссы или бѣлоруссы ни изучили великорусскій языкъ, они все-ж е съ трудомъ бу дутъ усвопвать многіе научные выводы, переданные имъ на этомъ послѣднемъ языкѣ. Переданныя на природномъ языкѣ эти выводы будутъ для нпхъ го раздо понятнѣе. Многіе говорятъ, что напр. мало русскій языкъ не обработанъ, что на немъ нельзя выразить многихъ научныхъ понятій. Но и въ великорусскомъ языкѣ, не смотря на извѣстную степень его развитія, нѣтъ словъ для выраженія нѣкоторыхъ научныхъ терминовъ. Этотъ недостатокъ приходится пополнять иностранными сло вами. Малорусскій языкъ имѣетъ свою литературу, что даетъ право разсчитывать на дальнѣйшее раз витіе языка, которое, безъ сомнѣнія, облегчится ,введеніемъ преподаванія на немъ въ школахъ. Къ том у-ж е, въ начальныхъ народныхъ школахъ изу ченіе великорусскаго языка не составляетъ крайней необходимости. Ученики этихъ школъ, оставаясь земледѣльцами, будутъ говорить на своемъ природ номъ языкѣ и многимъ изъ нихъ въ продолженіе всей ихъ жизни ни разу не придется употреблять великорусскаго языка. Кто же будетъ имѣть въ немъ надобность, непремѣнно выучитъ его, а если въ деревнѣ такихъ будетъ много, то общество само введетъ великорусскій языкъ въ составъ предметовъ школьнаго преподаванія. Еще неудобнѣе вести пре подаваніе на великорусскомъ языкѣ тамъ, гдѣ при родные жители говорятъ не на русскомъ языкѣ (*). Нормальныя училища будутъ учреждены теперь въ немногихъ извѣстныхъ пунктахъ. Впослѣдствіи они будутъ открываемы тамъ, гдѣ встрѣтится въ пихъ надобность. Такихъ училищъ будетъ слишкомъ недостаточно для удовлетворенія всей потребности изученія грамоты. Удов.іетворягь-же эту потребность будутъ теперешнія приходскія городскія училища, сельскія училища, состоящія въ завѣдываніи пра вительственныхъ учрежденій, всѣ сельскія училища, открытыя и содержимыя какъ обществами и частны ми лицами, такъ и духовенствомъ, п школы гра мотности. Въ проектѣ всѣ этп школы названы на чальными народными училищами. Основаніемъ учебнаго курса въ нихъ служатъ: законъ Божій, русскій языкъ: чтеніе по книгамъ гражданской н церковной печати, письмо п первыя 4 дѣйствія ариѳ метики. Этотъ курсъ, смотря но мѣстнымъ потреб ностямъ, можетъ быть расширяемъ до курса нор мальныхъ училищъ. Относительно преподаванія на мѣстномъ языкѣ начальныя училища руководствуют ся тѣмн-же правилами, какъ н нормальныя. Раздѣ леніе учащихся на классы зависитъ отъ средствъ учредителей училищъ. Въ начальныхъ училищахъ могутъ обучаться дѣти обоего пола тамъ, гдѣ не представляется возможности имѣть отдѣльныя учили ща мужскія и женскія. Дозволеніе на обученіе въ начальныхъ училищахъ, учреждаемыхъ обществами и частными лицами, дается училищнымъ уѣзднымъ со (*) Мы склоняемся скорѣе къ противному мнѣ нію, высказанному въ No 21 «Современной лѣто писи». Р ед- вѣтомъ,— лицамъ обоего пола, представившимъ над лежащее ручательство за добрую нравственность и благонамѣренность. Для учрежденія начальныхъ учи лищъ обществами и частными лицами требуется раз рѣшеніе того-же совѣта. Закрытіе училищъ зависитъ отъ воли ихъ учредителей; но въ случаяхъ без нравственности или неблагонамѣренности учредите лей, училища могутъ быть закрываемы и по распо ряженію уѣзднаго совѣта Въ хозяйственныя дѣла такихъ училищъ совѣтъ не вмѣшивается. Для управ ленія ими общество избираетъ: въ мужскихъ- -по печителей, а въ женскихъ— попечительницъ. Частной и общественной дѣятельности по дѣлу народнаго образованія новымъ положеніемъ открыто болѣе широкое поле чѣмъ прежде. Желательно, чтобы дозволеніе на открытіе училища, получаемое отъ уѣзднаго совѣта, не было соиряжено съ без численными Формальностями. Формальность и раз ныя бюрократическія тонкости съ перваго-же вре мени охладятъ и общества и отдѣльныхъ лицъ къ дѣлу народчаго образованія: а оно только тогда у насъ разовьется, когда за него примется само об щество. Дѣло народнаго образованія никогда не мо жетъ быть приведено къ желательнымъ результа тамъ одними правительственными мѣрами. Общество само должно работать. Потому-то надобно особенно избѣгать всего того, что можетъ напугать учредите лей и убить въ нихъ охоту къ дѣлу. Мы полагали, что новый уставъ народныхъ учи лищъ обратитъ вниманіе на раздробленіе управленія пып по разнымъ правительственнымъ вѣдомствамъ. Мы думали, что управленіе всѣми, безъ исключенія, училищами, какъ требуетъ самыіі смыслъ существо ванія министерства народнаго просвѣщенія, будетъ сосредоточено въ этомъ министерствѣ. Мы ошиб лись. Новый уставъ не рѣшился затронуть этого во проса и оставилъ дѣло въ прежнемъ видѣ: управле ніе училищами оставлено за тѣми-же вѣдомствами, которыя управляли ими п до сей норы. Главное завѣдываніе всѣми народными училищами въ уѣздѣ возлагается на уѣздный училищный, со вѣтъ, который состоитъ изъ членовъ отъ мини стерствъ народнаго просвѣщенія н внутреннихъ дѣлъ, отъ духовнаго вѣдомства и изъ представителей тѣхъ вѣдомствъ, которыя содержатъ у своя народныя учи лища. Общества, содержащія па свой счетъ начать- ,иыа народныя училища, также могутъ имѣть, ио дѣламъ своихъ училищъ, представителей »’ь атомъ совѣтѣ въ лицѣ попечителей и попечительницъ. Предсѣдатель ссвѣіа выбирается иаъ среды совѣта, самими членами, на два года. Уѣздный совѣтъ на блюдаетъ за направленіемъ преподаванія во всѣхъ народныхъ училищахъ уѣзда; изыскиваетъ средства къ открытію новыхъ народныхъ училищъ или къ у- лучшенію уже существующихъ; даетъ разрѣшеніе на открытіе новыхъ училищъ; имѣетъ попеченіе о снаб женіи училищъ учебными пособіями, пріискиваетъ, въ случаѣ надобности, учителей и учительницъ на родныхъ училищъ и up. Оиъ собирается ежегодно не менѣе трехъ разъ и каждый разъ на двѣ недѣ ли. Всѣ дѣла но народнымъ училищамъ ностуиаюгь въ совѣтъ на имя предсѣдателя, которому въ необ ходимыхъ случаяхъ, въ то время, когда нѣтъ за сѣданій совѣта, предоставляется постановлять рѣ шенія съ обязанностію отдавать отчетъ въ оныхъ предъ совѣтомъ н съ отвѣтственностію иредъ по слѣднимъ за свои рѣшенія. Вѣроятно, общества, содержащія училища, вос пользуются предоставленнымъ правомъ назначать своихъ представителей въ уѣздный совѣтъ. 11а это право имъ слѣдуетъ обратить особенное вниманіе и отбросить всегдашнюю аиатію, характеризующую на- шц общества, слишкомъ уже привыкшія къ прави тельственной опекѣ. Ихъ представители въ совѣтѣ крайне для нихъ необходимы, совѣту, составленно му изъ однихъ правительсівеішыхь лицъ, не могутъ быть такъ хорошо извѣстны мѣстныя условія, какъ онп извѣстны мѣстнымъ жителямъ. Совѣту предо ставлено разрѣшать такія дѣла, правильное рѣшеніе которыхъ прямо зависитъ отъ вѣрной оцѣнки мѣст ныхъ условій. Будемъ надѣяться, что общества съ- умѣютъ понять настоящія свои обязанности и вы годы. Въ городахъ, въ особенности большихъ, гдѣ раз вита ремесленная п Фабричная промышленность, е – дннствеішое средство для распространенія грамот ности между рабочимъ классомъ представляютъ во скресныя школы. Рабочему некогда учиться въ будпп, а грамотпость ему необходима, и онъ съ охотой учится въ воскресенье и праздники. Распро страненіе грамотности между рабочимъ классомъ служитъ не только къ улучшенію ихъ быта, но также способствуетъ развитію и самой промышлен ности. Потому-то всѣми м Врачи надобно стараться облегчать открытіе воскресныхъ школъ, поставлен ныхъ въ особенное, исключительное положеніе. Пра вительство ие можетъ ни открывать, ни содержать ихъ. Это дѣло частныхъ лицъ и городскихъ об ществъ. Не будетъ никакихъ стѣснительныхъ усло вій для открытія воскресныхъ школъ и нренодава- нія въ нихъ— ихъ откроется много. Въ противномъ случаѣ отвратятъ отъ дѣл%.какъ учредителей, такъ и преподаванія, не имѣя въ виду никакихъ другихъ цѣлей, кромъ желанія принести иосильную пользу своимъ собрагамъ. Если же ихъ будутъ стѣснять, они исиево.іѣ покинутъ надежду принести своими трудами пользу тѣмъ, которые въ нихъ нуждаются. Въ новомъ проектѣ положенія о народныхъ учи лищахъ воскресныя школы, относительно сиособа нхъ учрежденія, учебнаго курса, права обученія въ нихъ и надзора за ними, подчинены одинаковымъ условіямъ съ начальными народными училищами. Иовыіі уставъ народнаго образованія даетъ воз можность обществамъ и частнымъ лицамъ хотя въ нѣкоторой степени проявить свою дѣятельность въ дѣлѣ распространенія образованія. Желательно, что бы общества и частныя лица, съ изданіемъ устава, поспѣшили воспользоваться своимъ нравомъ. Послѣд нее время намъ ясно показало, что училища, со держимыя обществами, выше казенныхъ учебиыхъ заведеній. Тогда какъ послѣднія робко приступаютъ къ реформамъ, не рѣшаются однимъ ударомъ раз статься съ рутиной, первыя смѣло вступили на но вый путь. Возьмемъ напр. женскія гимназіи Срав нивать ихъ съ закрытыми женскими гимназіями не стоитъ, громадное превосходство ихъ надъ этими послѣдними несомнѣнно. Онѣ выдерживаютъ съ самой выгодной стороны сравненіе и съ мужскими гимна зіями. Въ нѣкоторыхъ женскихъ гимназіяхъ пришли уже къ разумному заключенію, что ни наказанія, ни поощренія восшіташшцъ, въ видѣ похвальныхъ листовъ и другихъ наградъ, не приводятъ ни къ чему хорошему. Въ мужскихъ попрежнему портятъ воспитанниковъ раздаваніемъ, съ подобающею тор жественностію, похвальныхъ листовъ; въ нихъ по- прежнему процвѣтаютъ даже тѣлесныя наказанія. Попробовали было заикнуться объ уничтоженіи это го постыднаго наказанія и пришли только къ тому, ,что привели наказаніе въ систему, опредѣливъ m a ximum ударовъ и иростуика, за которые можно сѣчь. Do многихъ женскихъ гимназіяхъ отношенія между начальствомъ и воспитанницами, основанныя на гуманныхъ началахъ, самыя дружескія, въ муж скихъ, поирежнему, воспитанники смотрятъ на сво ихъ воспитателей буками и сторонятся отъ нихъ. Во многихъ женскихъ гимназіяхъ принятъ реаль ный, болѣе сообразный съ современными требова ніями, способъ преподаванія, къ чему въ мужскихъ гимназіяхъ еще только думаютъ приступить. Нечего н говорить, что женскія училища 2 разряда, содер жимыя обществомъ, несравненно выше казенныхъ уѣздныхъ училищъ. Желательно, что-бы общества открывали не только первоначальныя училища, по м среднія учебныя заведенія. V насъ существуетъ большой недостатокъ гимназій и прогимназій. Если общества не захотятъ открывать училищъ для сов • мѣстнаго обученія обоихъ половъ, то хотя бы поза ботились открывать ноболѣе ’-училищъ для каждаго пола отдѣльно. Придетъ время, когда и система совмѣстлнго обученія вступитъ въ свои права. Недостатокъ хорошихъ учителей для народныхъ школъ побуждаетъ насъ обратить вниманіе общест ва. но крайней мѣрѣ большихъ богатыхъ городовъ, на учрежденіе, на общественный счетъ, училищъ, гдѣ бы могли приготовляться будущіе учителя на родныхъ училищъ. Лучше всего, чтобы въ эти учи лища постума іи ученики приходскихъ школъ какъ городскяхь, такъ и сельскихъ. Окончившій курсъ въ такомъ учн.Ш’Цѣ можетъ взять иа себя обязан ность учителя въ той мвстност’и, изъ которой онъ самъ родомъ. Будучи хорошо знакомъ съ бытомъ своихъ учениковъ, онъ легче, чѣмъ всякій другой, можетъ дѣйствовать на уничтоженіе суевѣрія и предразсудковъ, двухъ главнѣйшихъ золъ, распро страненныхъ въ нашемъ народѣ и имѣющихъ мно жество мѣстныхъ оттѣнковъ. Н. Шульгинъ. *ІАСТИ1»ІЯ ОЗі’іеМН.ІКіНІІМ. 1 ) КОНТОРА СТР АХОВАГО ОТЪ ОГНЯ ТОВАРИЩЕСТВА V А *1А М А 31Д Й* А ,— находится въ Классическомъ переулкѣ, въ домѣ Гладилина, напротивъ дома к. Грановскаго. Тамъ -же КОНТОРА РОССІЙСКАГО ОБЩЕСТВА ДЛ Я З А С Т Р А Х О В А Н О ! П О Ж И З Н Е Н Н Ы Х Ъ Д О Х О Д О В Ъ И К А П И Т А Л О В Ъ . Повѣренный: Гейирпхъ Оттикеръ. (3 1 2 )— 1. 2] На Малой ГГанасовкѣ, въ саду Оттикера продаются БУКЕТЫ и ЦВѢТЫ. [ ]—1. Зу По. выгодныхъ условіяхъ продается въ нупянскомъ уѣздгь, въ (ІО а. отъ Харькова, имѣніе, состоящее изъ 7 SO dec ., оставшейся за надѣломъ крестьянъ, удобной земли съ во допоями; господская усадьба съ хорошимъ са домъ па /7 десптипах,, въ коемъ рощи и міюжество фруктовыхъ деревъ отличнѣйшихъ сортовъ; большой господскій домъ старый де ревянный,—новый флигель о 6’ ко ннат ., кры тый окелѣзомъ и кромѣ того всѣ службы; вѣтряная мельница, клуня съ молотильными машинами , досчатые на каменныхъ стол ‘ахъ сараи на Л т. овецъ; большой постоялый, дворъ и особо танковый долгъ, дающіе S50 р. с. ежегоднаго дохода отъ арендатора Ііъ 6 вер. отъ имѣнія пять dec. хорошаго строево го лѣса. О цѣнѣ и объ условіяхъ покупки мож но узнать въ продолженіи двухъ недѣль во гостинницѣ « Астрахань» JVi 5. /ЪООу—/ ,4/ Въ сл. Большой Даниловнѣ харьковскою уѣзда, сею 1863 іода 3 октября, будешь про даваться съ публичнаго торга, съ узаконенною чрезъ три дня переторжкою, деревянная цер ковь, крытая желѣзомъ, о трехъ куполахъ, вмѣстѣ съ иконостасомъ и отдѣл но деревян ною колокольнею и такою-же оградою. Жела ющіе должны явиться на торіи въ сл. Да ниловну. ^ 2 6 0 ,— 1 3) За отъѣздомъ продаются малоѣзженныя карета и крытыя пролетки, на лежачихъ рес сорахъ, фабрики Ильина,—на Нонной улицѣ, въ д. Балакиной, рядомъ съ вознесспскоіі го стинницей; о цѣнѣ спросить кучера Василія. (\ 6 э )— / 6) Iѵспожа N. N. знающая хорошо фран цузскій и нѣмецкій языки, музыку и другіе пред меты, желаетъ учить дѣтей. Желающіе мо гутъ адресоваться на цыганскую улицу, въ д. Калинина, въ верхній этажъ,—отъ 2 ч. утра, до 6 по-полудии. Р . S. Здѣсь-же находится репетиторъ. ( 2 оо;—/ 7) Дама, желающая купить комнатную хорошей породы собачку, проситъ адресовать ся на Екатеринославскую улицу, въ домъ Тер- ловской. (10 5 )— 8) Отдаются въ наемъ квартиры со служ бами и безъ службъ, семейныя и холостыя, а также и для пріѣзжающихъ, во вновь отдѣ ланномъ домѣ Корнѣенко, бывшемъ Поліевской, на мѣщанской улицѣ. 43^— / 9) Въ книжномъ и музыкальномъ магазинѣ коммисгонерши университета Е . С. Баллиной, на Екатериславской, въ д. Алферова, поступилъ въ продажу: К а т а л о г ъ м у з ы к а л ь н а г о м а г а з и н а Б а л л и н о й No 1 – й . Цѣна 10 к. Иноіородные Дозволено цензурою. Харьковъ, 3 0 -го іюля 48 6 3 г. И . д. Редактора П . П у э а н о в ъ . желающіе ею имѣть присылаютъ на пересыл ку ею три почтовыя марки. / 2 Іо ,’— / 10) По случаю несостоявшихся торговъ въ д. Петровкѣ хар. уѣзд. на продажу вина, при надлежащаго купцу Мозговому за неплатежъ имъ акциза за выпущенное вино изъ подвала, вновь назначаются торги на 10 августа въ де ревнѣ Петровкѣ, хар. уѣз. помнщика Жел тухина, 67,292 ведра вина, содержащихъ 300,422,32″/0< принадлежащихъ харьковскому купцу Мозговому. (27А;—2 11] За отъѣздомъ въ пршородней сл. Ива новкѣ продается деревянный домъ, о 4 ком натахъ съ надворнымъ строеніемъ и служба ми ,— за умѣренную цѣну, близъ дома г. Та расова; о цѣнѣ спросить у живущаго въ томъ домѣ ружейнаго мастера Реймерса. При э- томъ домѣ находится хорошее озеро съ ры бою и большое—удобное мѣсто для построй ки какого-либо завода. 4268) —2 12) Во 2 части, въ 4 кварталіь, на Пес кахъ, отдается въ наемъ домъ наслѣдниковъ Соломенцовыхъ, въ 2’/г этажа со службами и лавкой; о цѣнѣ можно узнать у опекуна к. Исаака Алексѣевича Фролова. /142) —2 13) Въ домѣ Штейфонъ, 2 ч ., близъ дух. уѣзд. учил., отдаются квартиры въ наемъ. /55 )—2 14) ІІа Рыбной улицѣ отдается квартира въ домѣ Еостюрина, о 13 комнатахъ, со службами. (66 ]— 3 /о) Марія Гинзбургъ принимаетъ на кварти ру гимназистовъ въ домѣ Горбанева, близъ пер вой гимназіи, возлѣ врачебной управы. (100)-2.