Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 2-го Ноября 1908 года ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ НЪ No 9528. БОСФОРЪ и ДАРДАНЕЛЛЫ. (Окончаніе *). Константинополь и Скутари закан чиваютъ собою рядъ поселеній, рас положенныхъ на берегу Босфора. Кон стантинополь описывается слишкомъ часто, чтобы здѣсь еще разъ упоми нать о его привлекающихъ туристовъ достопримѣчательностяхъ, мечетяхъ, остаткахъ византійской древности, ис торическомъ прошломъ, дѣленіи на 3 части: Пера, Галата и Стамбулъ, улич ныхъ сценахъ, грязи, собакахъ и кра сотахъ панорамъ. Все это читатель найдетъ въ сухихъ учебникахъ школь ной географіи. Я этихъ сторонъ столи цы Оттоманской имперіи касаться не буду. Но не могу не отмѣтить одной ея характерной черты—черты глубока го значенія. – Когда народъ малокультурный под падаетъ подъ власть парода культуры болѣе высокой, онъ незамѣтно подчи няется вліянію послѣдняго. Безъ вся каго насилія онъ ассимили руется имъ—и теряетъ свои характерныя особенности. Такъ сливаются съ амери канцами селящіеся среди нихъ нѣмцы, французы и итальянцы; такъ слились со славянами покоренныя ими финскія племена; кельты по теряли свои особенности, ставъ современными фран цузами; половцы преврати лись въ малороссовъ. Но если покоряютъ другъ друга народы, близкіе по культурѣ, или народъ культуры высо кой подчиняется народу низ шей культуры, начинается или жестокая борьба за от стаиваніе національныхъ осо бенностей, или каждый на родъ сохраняетъ свое, и об разуется какая-то странная не амальгамирующаяся смѣсь. Такъ въ ГІольшѣ, въ нѣ мецкихъ колоніяхъ Россіи, вы видите особые, отличаю щіеся отъ русскаго строя мірки; славяне и нѣмцы ведутъ нескончаемую борь бу въ Австріи; китайцы, неоднократно покоряемые кочевни ками, сохранили въ Небесной им періи всѣ свои особенности. Но осо бенно рѣзко сказывается это въ Турціи. Религія сыграла великую роль для сыновъ Оттоманской импе ріи. Она сплотила ихъ и не позволи ла полуварварскому народу потонуть, сливаясь духовно и тѣлесно съ поко ренными ими византійцами и славяна ми. Но и эти послѣдніе, равно какъ и армяне, не слились съ турками, остав шись посторонними, не переваренными элементами въ новой имперіи. Быть можетъ, теперь интересы свободнаго государства на почвѣ самоуправленія * См. „Южн. Кр.“ Л« 9516. А. Я. Острогорскій, извѣстный педагогъ и журналистъ (1868—1908.). А. П. Ленскій, извѣстный артистъ, скончавшійся 13 октября. Съ его послѣдняго портрета, полученнаго отъ родныхъ покойнаго. сблизятъ ихъ между собою. До сихъ поръ этого не было, и это вы чув ствуете съ того момента, какъ вашъ пароходъ броситъ якорь противъ Кон стантинополя. Тоть, кто ѣдетъ дальше, какъ я уже писалъ, беретъ обыкновен но переводчика. Но что дѣлать тому, кто хочетъ оставаться въ городѣ бо лѣе долгое время? Если-бы не дымъ пароходовъ и торговыхъ судовъ, пано рама города съ рейда была бы наибо лѣе красива. Константинополь не имѣетъ отрицательной стороны боль шихъ городовъ Европы и Америки. Среди него почти не возвышаются из рыгающія клубы дыма трубы фабрикъ и заводовъ, отравляющія сво имъ дымомъ воздухъ. Но дыма га вани достаточно, чтобы испортить па нораму. Принимая во вниманіе неудобства и стѣснительную паспортную проце дуру, связанную съ высадкою на бе регъ, надобно бываетъ искать приста нища среди узкихъ, невзрачныхъ улицъ турецкой столицы. Сами турки не привыкли дѣлать источникъ дохо да изъ гостепріимства. Потому гостин ницы здѣсь содержатся кѣмъ угодно, только не турками: французы, греки, армяне, бельгійцы, нѣмцы—вотъ кто является содержателями отелей въ ту рецкихъ владѣніяхъ. Кто хочетъ жить въ Константинополѣ, имѣя передъ гла зами красоты его видовъ—тотъ ѣдетъ въ лучшій отель города „Рѳга раіаі ѳ“. Устроенный бельгійской компаніей, „Рега palace11, какъ показываетъ и его названіе, имѣетъ въ виду главными образомъ посѣтителей изъ англичанъ. Весь режимъ отеля, съ его чопорны ми обѣдами, разсчитанъ на англійскій режимъ жизни, хотя, какъ и вездѣ въ турецкихъ отеляхъ, можно обходиться съ французскимъ языкомъ. Русскіе, именно за англій скій режимъ, черезчуръ большую роскошь и чопор ность не любятъ „Рега pa lace”, но громадное достоин ство его состоитъ въ томъ, что онъ выходитъ окнами балконовъ на заливъ „Золо той рогъ“ и усаженное ки парисами турецкое кладби ще. За этой темной зе ленью виднѣются мечети, минареты и деревянные до мики Стамбула, и въ об щемъ получается кусочекъ той волшебной панорамы, которою любуешься съ Бос фора. Только отсюда, живя въ гостинницѣ, вы можете созерцать своеобразныя осо бенности турецкой столицы. Другія гостинницы, распо ложенныя въ Пера и Гала та, невзрачны. Турція подоб но Россіи не можетъ похва статься роскошью и комфор томъ своихъ отелей. Боль шинство этихъ гостинницъ содержатся греками, и ни ихъ столъ, ни помѣщенія не могутъ похвалиться и едва удовлетво рятъ даже самаго невзыскательнаго туриста. Русскихъ направляютъ обыкновен но въ „Hotel Chetlivial”, благо онъ находится въ двухъ шагахъ отъ рус скаго посольства и консульства. Ни чѣмъ рѣшительно, кромѣ этой близо сти, гостинница эта похвастаться не можетъ. Паломниковъ направляютъ въ монастырское подворье. Прежде чѣмъ достигнуть этихъ убѣжищъ, приходит ся при выходѣ на берегъ показывать паспорта и давать таможеннымъ чи новникамъ осматривать багажъ. Ско рость этихъ процедуръ находится въ зависимости отъ величины „бакшиша” и ловкости переводчика. Во всякомъ ,12 ЮЖНЫЙ КРАЙ случаѣ турки здѣсь даютъ возмож ность убѣдиться на практикѣ, во сколь ко разъ система турецкаго бакшиша удобнѣе для путешествующаго, чѣмъ томительный педантизмъ одесскихъ таможенныхъ чиновниковъ и одесской полиціи. Но вернемся къ виду Константино поля. Въ столицѣ Оттоманской имперіи отложились другъ на другѣ, но от нюдь не смѣшались, три совершенно различныя культуры: византійская, турецкая и европейская. Когда съ па рохода, остановившагося у Леандро- вой башни, вы смотрите на городъ, вы видите главнымъ образомъ квар талы Перы и Галаты, мечети съ мина ретами остаются влѣво, на второмъ планѣ. Главное впечатлѣніе даютъ евро пейскія постройки. Въ закопченной дымомъ пароходовъ атмосферѣ высят ся многоэтажныя постройки, видны узкія улицы того типа, какой вы встрѣтите въ большинствѣ южно-евро пейскихъ странъ. Такіе дома и улицы увидите вы и въ Неаполѣ и даже въ Сѣверной Америкѣ—только все это неряшливѣе и довольно аляповато; надъ всѣмъ высится кривая не изящ ная башня la tout’ do Galata Такое же впечатлѣніе получаете вы и при въѣз дѣ въ городъ. Улицы, лѣпящіяся на гору, вымощены плохо, содержатся грязно. Единственными ассенизатора ми города являются паршивыя соба ки, всюду валяющіяся подъ ногами, не обращая вниманія на массы прохо жихъ. Но, поѣдая бросаемые на улицу объѣдки, онѣ оставляютъ довольно многочисленные и зловонные слѣды своего существованія,—и при ходьбѣ пѣшкомъ по улицамъ нужно быть очень осмотрительнымъ. Толпа народа, двигающаяся по ули цамъ, чрезвычайно пестрая на первый взглядъ, одѣтая въ черные пиджаки и крахмальное бѣлье, люди въ крас ныхъ фескахъ—все турки. Національ наго турецкаго костюма вы въ Кон стантинополѣ не встрѣтите. Но сни мите съ этихъ головъ фески и увиди те, что это греки, армяне и разнаго рода славяне, процентъ же турокъ окажется очень невысокъ. Если когда либо Константинополь попалъ-бы въ руки европейцевъ, онъ сталъ-бы ар мяно-греческимъ, и теперь въ его евро пейскихъ кварталахъ вы чувствуете себя не то въ Тифлисѣ, не то въ Неа полѣ—но не въ греческомъ современ номъ городѣ. Сказалъ-бы я—настоль ко новогреки удалились во внѣшней формѣ матеріальной своей культуры отъ византійцевъ. Здѣсь какая-то смѣсь Византіи съ южной Европой—- гдѣ туркомъ пахнетъ очень мало. Ма газины европейскіе, но видно, что Ев ропа сбываетъ сюда, какъ па толкуч ку, послѣдній свой хламъ. И надо быть хорошимъ знатокомъ европейской ча сти Константинополя, чтобы купить хорошую вещь. Галата при грязи и узкости улицъ имѣетъ черты велика го портоваго города: много иностран ныхъ матросовъ, трактирщиковъ и закусочныхъ. Вездѣ поражаетъ само дисциплина толпы. Вы не видите по чти полиціи. Ничто не регулировано, нигдѣ не видно ни надзора, ни блю стителей порядка. Когда смотришь, какъ толпа тѣс нится, выходя или входя на пароходъ, Никола Пашичъ. Извѣстный лидеръ сербскихъ радика ловъ, находится въ сзитѣ косолеѳича Георгія и въ Петербургѣ «вится также выразителемъ желаній сеобскаго народа въ боснійскомъ вопросѣ. Лучіанъ, новый сербскій патріархъ. Австоо-венгеоскіе сербы, главой кот-рыхъ считается патоіархъ, избрали новаго патоіаоха или лучше сказать, приняли того, кого желало авс-ро-ненгеэское поавитель- ство Сначала они избрали еоискооовъ Змеяновича и Шевича, но императоръ Францъ-Іосифъ не п «желалъ утвеодить ни того, ни доугого, такъ какъ оба избранные не знали венгерскаго языка. Поишлось .выбирать” третьяго Лукіана Богдановича. Новый патріархъ родился въ 1467 г. Онъ долго былъ поепопзвателемъ Закона Божія въ гимназіяхъ и, принявъ монашество, потомъ былъ назначенъ епископомъ будапештскимъ. или какъ несется по узкому переулку фаэтонъ съ сѣдоками, думаешь—не- обойдется дѣло безъ несчастнаго слу чая; между тѣмъ въ послѣднюю ми нуту водворяется порядокъ, нѣтъ ни толкотни, ни криковъ, и люди любез* но уступаютъ другъ другу дорогу. Особенно поразила, меня порядокъ публики, когда однажды мнѣ при шлось видѣть проѣздъ султана и его семьи на селямликъ. Никого не оса живали, не брали за шиворотъ. Толпа сама построилась шпалерами. Дѣти стали впереди, встрѣтили султана пѣ ніемъ гимна—и проѣздъ вышелъ тро гательно торжественный. Здѣсь еще 12 лѣтъ тому назадъ въ миніатюрѣ можно было созерцать то, что въ гран діозномъ масштабѣ мы видимъ те перь, при введеніи конституціи- вели кую самодисциплину турецкаго обще ства. То же наслоеніе различныхъ куль туръ кидается вамъ въ кварталахъ древней Византіи. Перейдя черезъ еле живой деревянный мостъ, черезъ Зо лотой Рогъ, за проходъ и проѣздъ че резъ который взимается нѣсколько монетъ въ пользу султана, кормящаго на эти деньги ежедневно весь свой двора., вы попадаете въ крайнюю юж ную часть города, изобилующую древ ними постройками. Тутъ жилъ весь придворный штатъ Юстиніана. Тутъ- же возвышается громадная мечеть, превращенная изъ Софійскаго собора; тутъ же много и другихъ древностей. Здѣсь, наконецъ, начинается громад ная каменная стѣна, которою была об несена Византія, и которая до сихъ поръ огораживаетъ большую часть Стамбула. Когда смотришь на него, удаляясь изъ Босфора по Мраморно му морю, получаешь полную иллюзію древняго, обнесеннаго стѣнами грече скаго города. Такова должна быть Византія, когда на нее дѣлалъ свой набѣгъ Олегъ. И теперь, кажется, го родъ ждетъ руки времени, чтобы стряхнуть съ себя турецкое наслоеніе. Возьмемъ для примѣра св. Софію. Заплативъ надлежащій бакшишъ и на дѣвъ на ноги какія-то особыя туфли, которыя, уступая духу наживы, мулла позволяетъ вамъ надѣвать на ноги вмѣсто того, чтобы требовать снимать сапоги и рисковать лишиться бакши ша, вы входите подъ громадные сво ды храма. Громко раздаются возгла сы проповѣдника. Толпа правовѣр ныхъ склоняетъ свои головы и колѣ ни по правиламъ магометанской рели гіи. Какъ въ сосѣдней мечети Ахмета, висятъ здѣсь люстры, въ глубинѣ стоитъ аналой съ двумя громадными, какъ пушки, восковыми свѣчами и ко раномъ. Но всмотритесь въ стѣны, осо бенно повыше. Громадные щиты съ арабскими надписями не могутъ зама» скировать впечатлѣніе, даваемое крыль ями архангеловъ, лики коихъ слегка замазаны. Надъ алтаремъ просвѣчи ваетъ изображеніе Бога-Саваоѳа, и во многихъ мѣстахъ за отвалившейся штукатуркой видна древняя мозаика. Оскоблите это наслоеніе, и передъ ва шими глазами предстанетъ вновь пра вославный храмъ, на стѣнѣ котораго отпечатлѣлась пятерня султана-завоева- теля, въѣхавшаго сюда на конѣ по грудамъ труповъ. Турецкими горо дами въ Константинополѣ являются только верхнія части Стамбула. Тутъ вы ѣдете по столь-же плохо моще нымъ, соннымъ улицамъ. Нѣтъ того, напоминающаго муравейникъ, оживле нія, которое поражаетъ русскаго человѣка на узкихъ улицахъ всѣхъ городовъ далекаго Китая. Рѣдко когда увидите вы силуэтъ переходящей че- Воскресенье, 2-го Ноября 1908 года. ЮЖНЫЙ КРАЙ 13 Европейскій берегъ Босфора. Фабрика .дирижаблей” и аэроплановъ. Новая французская промышленность. Воскресенье, 2-го Ноября 1908 года. ,Воскресенье, 2-го Ноября 1908 года ЮЖНЫЙ КРАЙ резъ улицу закутанной въ фату женщины, или чернаго евнуха, сидящаго глубокомысленно на по рогѣ дома. Нѣтъ ни магазиновъ, ни бойкой торговли, одинъ около другого, выстроились деревянные домики съ черепичными кровля ми и загроможденными рѣшетка ми окнами, выступающіе подъ улицей верхними, или по наше му вторыми, этажами домовъ. Только главная улица сіяетъ от крытыми дверями безчисленныхъ цирюленъ и кофеенъ. Здѣсь вы въ Турціи, неряшливой и грязной по внѣшности. Здѣсь съ базаровъ не убираютъ груды бумагъ и му сора—и если бы не собаки, дво ры домовъ, вѣроятно, побили бы рекордъ нечистоплотности—и да леко оставили бы за собою дворы большинства харьковскихъ домо владѣльцевъ. Неосвѣщаемыя ули цы, ходящіе съ фонарями обыва тели—все это переноситъ васъ въ счастливую сказочную обстановку временъ Гарунъ аль Рашида; пе реноситься же въ нее изъ 20 вѣка находится теперь мало охотни ковъ. Но простимся съ Констан тинополемъ. День плаванія по лазурнымъ водамъ Мраморнаго моря—и вы опять въ тѣсномъ каналѣ. Вы въ Дарданеллахъ. Иныя картины раз вертываютъ вамъ берега. Нѣтъ чудныхъ субтропическихъ садовъ. Нѣтъ виллъ и дворцовъ. Все голо. Подобіе степей, или точнѣе нашихъ южно-русскихъ рѣчныхъ береговыхъ склоновъ, развертывает ся передъ вами. Земля покрыта низ кими душистыми многолѣтниками средиземно-морскихъ степей—этихъ южно-европейскихъ to mil 1 aris и хе- rofunni грековъ. Низкіе душистые, часто колючіе кустики, дающіе бла говонныя смолы и мази—которыя такъ любимы были древними, гос подствуютъ куда хватаетъ глазъ. Среди нихъ расположенъ портовый городокъ Дарданеллы. Ваше судно быстро его минуетъ. Вы оставляете за собою курганы: могилы Гектора и Патрокла—мѣста великой Трои- и вступаете въ область Средиземнаго моря, еще болѣе лазурнаго, чѣмъ голубое царство только что покину таго Мраморнаго. Раннею весною весь воздухъ надъ моремъ голубой. Голубымъ туманомъ застилаетъ онъ всѣ предметы передъ вами. Неожи данно въ этой лазури выростаютъ передъ вами контуры острововъ со всѣми подробностями ихъ ландшаф товъ, точно по мановенію волшеб ницы создаваясь на голубомъ фонѣ лазурной дали. Плаванье по пути къ Смирнѣ или Пирею—становится какою то вол шебною прогулкою въ царствѣ теп лаго юга—особенно послѣ суроваго холода нашей зимы. Развѣ только плаванье по шхе рамъ Норвегіи въ лѣтнюю полярную ночь можетъ сравниться съ этимъ плаваньемъ. Веселый жолобъ, новое англійское развлеченіе. Веселый жопобъ или „тсубка гиганта” доставляетъ острыя ощущенія любителямъ новыхъ впечатлѣній. Съ верхней площадки желающихъ толкаютъ внутрь жолоба. По наклон ной плоскости внутри жолоба спортсменъ или спорт.менка скользитъ внизъ. И нельзя не подивиться рус ской публикѣ, сравнительно рѣд ко пускающейся въ такія поѣздки, которыя и удобны, и недороги Проф. А. Красновъ С м ѣ> е ь. Электрическій свѣтъ въ древнемъ Египтѣ. Американскій проф. Cady высказалъ недавно неожиданную по своей новизнѣ мысль, что древ ніе египтяне пользовались или электрическимъ свѣтомъ, или ка кимъ-нибудь другимъ, равнымъ ему по силѣ. Основанія для такого оригинальнаго мнѣнія профессоръ видитъ въ слѣдующемъ. Въ пе щерахъ и самыхъ темныхъ под земельяхъ нильской долины въ изобиліи находятъ картины и скульптурныя изображенія такой тонкой и отчетливой работы, что необходимо предположить, что эти произведенія выполнены при болѣе совершенномъ освѣщеніи, чѣмъ факельное; факелы не мог ли бы дать такой массы свѣта, потребнаго для этихъ живопис ныхъ и скульптурныхъ работъ; кромѣ того, факельное освѣще ніе оставило бы слѣды дыма и копоти, которыхъ совсѣмъ не за мѣчается. Отсюда проф. Cady заключаетъ, что египтяне должны были пользоваться какимъ-ни будь сильнымъ свѣтомъ, вродѣ электрическаго. По поводу такого вывода журналъ „Cosmos11 замѣча етъ, что вопросъ объ освѣщеніи подземелій египетскихъ монумен товъ давно уже интересовалъ уче ныхъ, и разрѣшеніе его давалось болѣе простое и не столь экстра ординарное, какое предложилъ проф. Cady. Именно, предполагаютъ, что египтяне употребляли металличе скія или какія-нибудь другія зер кала, при посредствѣ которыхъ они умѣли посылать послѣдовательныя отраженія солнечныхъ лучей на ту часть стѣны подземелья, которую надо было освѣтить. Хотя располо женіе зеркалъ и геліостата для со храненія желаемаго направленія лу чей и представляетъ нѣкоторыя трудности, но намъ хорошо извѣст но, что египтяне умѣло пользова лись всѣми этими приспособленіями. Къ сѣверному тлюсу на медвѣаяхъ. По сообщенію журнала .Umschau*. капитанъ Амундзенъ весною 1910 года намѣренъ организовать путе шествіе къ сѣверному полюсу. Осо бенностью этой экспедиціи будетъ служить примѣненіе для передвиже нія въ большихъ широтахъ бѣлыхъ медвѣдей, вмѣсто обычно употреб ляемыхъ для этое цѣли эскимос скихъ собакъ. Въ знаменитомъ Га- генбековскомъ зоологическомъ саду въ Гамбургѣ спеціально для этого дрессируются въ настоящее время четыре бѣлыхъ медвѣдя, которые замѣнятъ собою въ проектируемой экспедиціи 60 собакъ. Типографія и фото цинкографія ,,Южнаго Края”, Сумская ѵл., д. А. А. Іозефовича. 14 Театральная (^картинку. | / Первые ряды креселъ въ день бенефиса бавериньі/_