Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
И. А. Бунинъ, довый почетный академикъ по отдѣлу изящной словесности. п р и з р а к и . Leconte de Lisle. Три призрака блистаютъ, какъ сквозь сонъ. Я снова вижу лучъ потеряннаго рая Нездѣшнею надеждой окрыленъ. „О вы, къ кому летитъ моя мольба нѣмая, Любимыя! себя отдайте мнѣ назадъ. Безъ васъ мой нѣжный міръ блѣд нѣетъ, умирая. О, бросьте хоть одинъ вашъ преж ній тихій взглядъ, Забытый вашими усталыми глазами. Разлейте вашихъ косъ влюбленный ароматъ”. Но гаситъ ночь зари вечерней пламя, И молчаливые, какъ тусклый небо склонъ, Обвитые туманными фатами, Три призрака блистаютъ, какъ сквозь сонъ. В. Л. Н. Н. Златовратскій, новый j почетный академикъ по отдѣлу и ‘’шьой словесности. ХХѴ-лѣтіе Полтавскаго опытнаго поля. Группа почетныхъ гостей у клуни на опытномъ полѣ. – J V » Г , /■> . Г т 1 1 ИГ'”Я~ іШ ” в ^ і – « ‘■ ~хг ! г ‘ 1 – ■; г ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No й . Воскресенье, 15-го ноября 1909 года. ,ІО Ю Ж НЫЙ к р л и. Воскресенье, 15-го Ноября 1909 года. Комитетъ литературнаго фонда. Въ годъ его основанія, 8 ноября 1859 г. Сидятъ: А. В. Никитенко, А. А. Краевскій, Е. П. Ковалевскій (предсѣдатель), И. С. Тургеневъ, К. Д. Кавелинъ и А. Д. Галаховъ,- Стоятъ: С. С. Дудышкинъ, Е. Н. Даманскій, А. П. Заблоцкій-Деслтовскій, П. В. Анненковъ. Н. Г. Чернышевскій и А. В. Дружининъ. Нынѣшній комитетъ литературнаго фонда. А. С. Пругавинъ, С. А. Венгеровъ, В. Я. Яковлевъ-Богучарскій, Н. Ф. Анненскій (казначей), Н. И. Карѣевъ (предсѣдатель), В. Д. Набоковъ (секретарь), В. Г. Котельниковъ, Л. Ф. Пантелеевъ. СТАТИСТЪ. (Съ нѣмецкаго). Когда примадонна, любимица публи ки, вышла послѣ представленія изъ театра и сѣла въ ожидавшій ее эки пажъ, чтобы поѣхать домой, она бро сила еще одинъ взглядъ на подъѣздъ. — Такъ, это опять онъ. Съ подня тымъ воротникомъ, съ низко надви нутой на лобъ шляпой стоялъ онъ въ тѣни у колонны подъѣзда. Но она узнала его, ей даже казалось, что она и теперь видитъ его глаза, эти страст ные, тоскующіе глаза, первые обра тившіе ея вниманіе на этого странна го обожателя. Полуразсердившись, полуразвесе- лившись, она откинулась на подушки экипажа, и лошади понеслись. Этотъ господинъ, очевидно,безумно влюбленъ въ нее! Гдѣ лишь находитъ возможность, онъ пересѣкаетъ ей до рогу, подкарауливаетъ, хотя, впрочемъ, ни разу открыто ей не навязывался. А, можетъ быть, онъ изъ-за того лишь и сталъ статистомъ, чтобы имѣть воз можность быть въ ея близости, въ недоступной для него инымъ путемъ близости къ знаменитой артисткѣ. Курьезно, очень курьезно! Но оно можетъ стать и неудобнымъ. Раздра женная его пристальнымъ взглядомъ, она однажды на сценѣ чуть было не потеряла нити своей роли. Да и люди, обладающіе такими глазами, способны надѣлать не мало глупостей. Но она не изъ той категоріи героинь под мостковъ, которымъ доставляетъ удо вольствіе сознаніе, что мужчины тво рятъ изъ-за нихъ глупости, доставля ющія пищу городской сплетнѣ. Уже завтра она поговоритъ съ ре жиссеромъ и попроситъ его, если воз можно, освободить ее отъ этого по клонника. Режиссеръ улыбнулся, услыхавъ ея требованіе. — Вы даже хотите лишить его не виннаго удовольствія обожать васъ издали. Вѣдь, это не причиняетъ вамъ боли. — Но это раздражаетъ меня, мѣша етъ!— возразила она, раздраженная. — Если бы вы только видѣли его глаза! — „Глаза въ дивномъ безуміи го рящіе”,—шутилъ режиссеръ и попро силъ артистку подробнѣе описать ему наружность ея обожателя. Воскресенье, 15-го Ноября 1909 года. ЮЖНЫЙ И Р А Й. — Я такъ и думалъ, сказалъ режис серъ. Онъ одинъ изъ полезнѣйшихъ моей гвардіи—бывшій студентъ, а те перь все, что угодно. Желаете ли чтобы я приговорилъ его къ повѣше нію, или достаточно отказать ему отъ мѣста? — Зачѣмъ сейчасъ крайности? Вы можете придумать что-нибудь другое, отвѣтила она нетерпѣливо, но я бы не хотѣла, чтобы онъ зналъ, что я подала поводъ къ чему-либо. — Это дѣлаетъ величайшую чесгь вашему прекрасному сердцу, похва лилъ режиссеръ не то серьезно, не то иронически. г И тотчасъ же послѣ репетиціи онъ позвалъ къ себѣ статиста. — Мнѣ нужно поговорить съ вами наединѣ, господинъ Квендлеръ. — Хорошо, господинъ режиссеръ, я къ вашимъ услугамъ! и господинъ Квендлеръ, существо съ дивными гла зами, скромно поклонился. — Вы такъ давно у насъ, что ду маю, что знаю васъ хорошо. Все. что вамъ поручаютъ, вы отлично испол няете, я поэтому рѣшилъ поручить вамъ при случаѣ маленькую само стоятельную роль. — О, я былъ бы счастливъ! Квенд леръ положилъ руку на сердце. — Но я васъ все-таки не вполнѣ еще знаю, продолжалъ режиссеръ. Ког да хотятъ пробить себѣ дорогу при театрѣ, необходимы кромѣ пониманія своего дѣла и извѣстныя качества характера. Особенно цѣннымъ качествомъ считается у насъ скрытность. Умѣете вы молчать, господинъ Квендлеръ? Статистъ широко открылъ глаза и произнесъ съ благород ной гордостью: — Я всякому, кто сомнѣвает ся въ этомъ, не премину нада вать пощечинъ. — Я не сомнѣваюсь, поспѣ шилъ отвѣтить режиссеръ,—я не сомнѣваюсь въ вашей благовоспитанности, но я счи талъ своимъ долгомъ затронуть этотъ вопросъ. Вы, вѣроятно, давно замѣтили нашу прима донну? Если вы щзучали что- нибудь, быть можетъ, даже медицину, вы должны умѣть легко отличать искусствен ное отъ естественнаго; одного взгляда должно быть доста точно для васъ, чтобы опредѣ лить, что естественно и что поддѣльно. — Въ этой гженщинѣ нѣтъ ничего поддѣльнаго!—съ паѳо сомъ проговорилъ статистъ. — Ну, ну! будемъ откровен ны—немного все-таки есть. Носъ! Развѣ онъ не великое произведеніе искусства? Развѣ онъ не non plus ultra искус ственнаго носа? Дивные глаза статиста выра жали безсмысленный испугъ. — Онъ стоилъ ей, конечно, порядочную сумму, , продол жалъ режиссеръ такъ быстро болтать, будто опасался дать молодому человѣку время опомниться,—но зато °НЪ и поразительно похожъ на есте ственный носъ. И какъ выигрываетъ отъ этого ея наружность! Она, вѣдь, кажется на десять лѣтъ моложе своихъ лѣтъі Несмотря на это она несчастлива, и не можетъ быть счастливой! Она, вѣдь, постоянно долж на быть насторожѣ, принуждена обе регать свой носъ отъ всякаго при косновенія, ей вслѣдствіе этого и нель зя влюбиться, такъ какъ, если бы она хотѣла цѣловаться, случилось__бы не счастіе! — Какой ужасъ!—глухо бормоталъ Квендлеръ. — И она живетъ постоянно въ стра хѣ, чтобы кто нибудь не узналъ ея тайну. Она сильно безпокоится, когда даже внимательно смотрятъ на нее. — Вы думаете, чтобы я… — [возможно лучше сохранили въ тайнѣ научный интересъ^ который воз буждаетъ въ васъ этотъ случай. — Да, мой милый Квендлеръ! тутъ вы должны примѣнить вашу скрыт ность! — Конечно! и не подумаю больше смотрѣть на нее. Я питаю сильную антипатію къ подобнымъ вещамъ. Ис кусственный носъ молодой дамы ли шаетъ меня всякой иллюзіи! вызы ваетъ у меня отвращеніе. — У бывшаго медика? — Я вовсе не былъ медикомъ. Я изучалъ древности и,—Квендлеръ за смѣялся,— если эта дѣвушка на десять лѣтъ старше, чѣмъ кажется, я, вѣдь, снова былъ близокъ къ изученію древ ности. Очень обязанъ вамъ, что от крыли мнѣ глаза! — Господинъ съ тоскующими гла зами васъ не будетъ безпокоить,—■ шепнулъ режиссеръ молодой артист кѣ вечеромъ за кулисами. — Какъ вы это устроили? — Я употребилъ радикальное средство. Вы, вѣдь, увидите. И средство подѣйствовало. Если Квендлеръ раньше искалъ близости артистки, то теперь онъ всячески старался избѣгать ее; онъ болѣе не останавливал ся, безнадежно влюбленный, чтобы посылать ей нѣмое „прости”. По прошествіи трехъ мѣся цевъ Квендлеръ явился къ примадоннѣ. Онъ былъ одѣтъ по послѣд ней модѣ, и его дивные глаза больше не выражали юноше ской тоски, а мужественную силу воли. И онъ разсказалъ ей, что его родственница оставила ему наслѣдство въ триста тысячъ марокъ съ условіемъ продол жать свое ученіе и достичь сте пени профессора, что онъ и постарается исполнить. — Лучшіе часы, которые я провелъ при театрѣ,—закон чилъ онъ свой разсказъ,—были тѣ, въ которые я наслаждался вашей дивной игрой. Я ч* ствовачъ потребность поблг дарить васъ лично, прен чѣмъ уйду отсюда. При этомъ онъ украдкой наблюдалъ ея носъ и думалъ: — Развѣ возможно, чтобы этотъ носъ ‘былъ искусствен нымъ? Вѣдь, отлично видны жилочки подъ прозрачной розо вой кожей. Она подумала, что у нея на носу пятнышко, вынула платокъ и стала имъ тереть свой носъ. Испуганный, онъ пытался помѣшать ей сдѣлать это, но носъ сидѣлъ крѣп ко и сдѣлался краснымъ отъ тренія. Не могло быть правдой и то, что эта дѣвушка на десять лѣтъ старше, Ирина Энери. Къ предстоящему ея концерту. 11 „Ревизоръ” на сценѣ Городского театра. Двинскій (Хлестаковъ) и Вербинъ (Осипъ). ,Харьковскіе „Соколы”. Боксъ взрослыхъ. Харьковскіе „Соколы*. Пирамида взрослыхъ. научныя новости. Машинный хлѣбъ. въ булочныхъ и хлѣбопекар- •сигся, обыкновенно, руками и безспорно, что такимъ обра- эдится въ него множество . микробовъ. Остается узнать, . степени микробы, загрязня с ь , лишаются своей болѣзне- творности отъ дѣйствія печного жара. Руссель собралъ свѣдѣнія, изъ ко торыхъ видно, что температура мякоти хлѣба въ печи достигаетъ 103 град., а температура корки—140 град. Такія же данныя получены и другими. Дан ныя, значитъ, вѣрны и точны. Но тем пература эта, надо замѣтить, разруша етъ только самихъ микробовъ, а не ихъ споры. Руссель сдѣлалъ опытъ и ввел и въ тѣсто очень ядовитыя куль туры туберкулезныхъ палочекъ, кото Харьковскіѳ „Соколы*. Группа мальчиковъ. рыя послѣ испеченія хлѣба были по сѣяны въ бульонѣ, а бульонъ привитъ былъ морскимъ свинкамъ; всѣ онѣ умерли отъ туберкулеза. Такимъ обра зомъ, хотя опытъ и нуждается въ про вѣркѣ, онъ возбуждаетъ значительную тревогу, во всякомъ случаѣ. Мѣсить тѣсто—это истощающій трудъ, и даже самые мускулистые хлѣбопеки въ кон цѣ концовъ заболѣваютъ чахоткой. Къ этому присоединяется еще дѣйствіе мучной пыли на легкія Мы не гово римъ уже о той грязи и неопрятности, въ какой содержатся наши русскія хлѣбопекарни и булочныя въ боль шинствѣ случаевъ. Было бы гораздо лучше замѣнить ручную работу въ хлѣ бопекарняхъ механическою. Синдикатъ парижскихъ булочниковъ напалъ, на конецъ, на эту счастливую мысль. Былъ объявленъ интернаціональный конкурсъ, и представлено 14 машинъ. Изъ нихъ каждая въ три раза въ день вырабатываетъ 450 килограммовъ хлѣ ба. Качество хлѣба оказалось при ма шинномъ производствѣ одинаковымъ, какъ и при ручномъ, но зато деше визна рабочей силы и опрятность про изводства дали преимущество машинѣ, и, значитъ, въ экономическомъ отно шеніи ея работа предпочтительнѣе, а также и въ гигіеническомъ. Тѣмъ не менѣе, среди парижской публики упор но держится мнѣніе, будто механиче скій хлѣбъ вреденъ для здоровья. Ученая коммиссія, снаряженная поэто му поводу, нашла, что, напротивъ, ме ханическій хлѣбъ—превосходнаго ка чества во всѣхъ отношеніяхъ. Египетскія муміи. Руфферъ, ученый, живущій въ Але ксандріи, началъ изучать муміи въ ги стологическомъ отношеніи, т. е. сталъ изслѣдовать останки ихъ тканей и мышцъ, и ему удалось приготовитъ препараты кожи, гладкихъ и попереч ныхъ мышцъ, сосудовъ, желудка, пе чени, тестикулъ (мошонки), грудной желѣзы, пищевода, поджелудочной же лезы и почекъ, принадлежавшихъ егип тянамъ, жившимъ за тысячи лѣтъ до Р. X. Но этого мало. Посредствомъ размачиванія (мацераціи) этихъ препа ратовъ и ихъ подробнѣйшаго изслѣ дованія подъ микроскопомъ онъ до казалъ, что древніе египтяне, точно такъ же какъ и современные люди, страдали ракомъ и туберкулезомъ. Размачивалъ останки мумій Руфферъ обыкновенно въ алкоголѣ, въ водѣ и въ углекислой содѣ. Мацерація въ ѣдкомъ поташѣ давала возможность приготовлять въ высшей степени от четливо мышечныя волокна. Типографія и фото-цжявографія «Южааго Края”, Судскія ул., д зе4 нгкресені -о Ноября ІУ09 года. чѣмъ кажется по своему цвѣтущему виду. ‘; ь рѣшилъ, что вовсе не обя- аь . і скрытнымъ по отношенію к : г,, й я і го, вообще, никому ничего не обязанъ, такъ какъ его славно *.дурачи п< I онъ і зсказалъ ей повѣсть о но сѣ, который находился на лицѣ одной прекрасной артистки и который буд то бы былъ столь искусно сдѣланъ, что неузнаваемо походилъ на есте ственны,! тсъ . Она хох тала до слезъ надъ ради кальнымъ средствомъ отучиванія ре жиссера и позволила, наконецъ, Квенд- леру дотронуться до ея носа, дабы онъ бо: іе сомнѣвался. И ‘ ынѣ, если случается, что про фессоръ иногда не вѣритъ своей же- гіЬ, ша указываетъ ему на свой изящ ный нос ъ и говоритъ: — Это такъ же истинно, какъ есте- стгенъ уотъ носъ…